Когда Зеленский и Дуда сочли, что мировая война пойдет на пользу им обоим, Байден запретил малышам ломать игрушки
Ситуация с упавшей на территории Польши украинской ракетой в целом похожа на «договорняк», убежден белорусский президент Александр Лукашенко.
«Ах, упало что-то на территорию Польши. Но никто не задается элементарным вопросом: чего же эта бешеная ракета, пущенная украинскими военными, так развернулась и пошла в обратную сторону? Стреляли ведь на восток — оттуда же летят российские ракеты. Пусть профессионалы ответят. Так же не бывает. Таких случайностей не бывает», — заявил он.
По словам Лукашенко, «в этот момент, когда украинцы осуществляли пуск ракеты С-300, не было российских ракет в воздухе».
«По каким объектам они били? Молчат, и американцы молчат. Они же понимают, что и мы контролируем эту территорию, кое-что видим. Почему именно во время саммита „двадцатки“ вдруг атаковали натовское государство, как это было изначально представлено? Я боюсь делать выводы, но похоже на такой „договорняк“, что дальше некуда», — отметил белорусский лидер.
Украинская сторона, по его мнению, может попытаться объяснить ситуацию тем, что была попытка сбить российскую ракету, которая «уже полетела за Львов, поэтому С-300 развернулась и стреляла на запад».
«Встает вопрос: что ж украинцы стреляли в сторону натовского государства?» — задался вопросом президент Белоруссии.
Лукашенко также выразил мнение, что поскольку в результате падения ракеты в Польше погибли люди, то «руководству Польши, надо ответить собственному населению: как могло так случиться, почему били по территории Польши, кто договорился, почему ракета вдруг с востока на запад завернула и почему стреляли, когда в воздухе не было российских ракет?».
При этом он положительно высказался о реакции американского руководства. «Молодцы, этот Джо Байден — ему надо отдать должное, что он честно сказал: извините, не российская», — резюмировал Лукашенко.
Что ж, белорусский президент задает вполне резонные вопросы. Неужели Украина действительно била по Польше намеренно?
— Только если предположить, что это действительно «договорняк», — полагает cоветник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Никаких иных резонов стрелять по Польше у Украины нет, Польша фактически ее главный союзник и покровитель сейчас. А вот договориться о совместной провокации вполне могли.
«СП»: — Зачем Польше участвовать в «договорняке» ценой жизни двух своих граждан?
— Да, если это «договорняк», то совместный польско-украинский. Думаю, жертвы не предполагались, достаточно было самого факта падения ракеты на польской территории. Но, как часто бывает в таких случаях, что-то могло прийти не по плану.
«СП»: — Лукашенко задает логичный вопрос: почему ракета пошла на запад, хотя должна была — на восток?
— Об этом можно только строить предположения. Если «договорняк», то все понятно. Возможно, имела места техническая неисправность. Комплексы С-300 старые, ракету могло «повести» не туда. Но об этом должны говорить специалисты.
«СП»: — По словам Лукашенко, «они же понимают, что и мы контролируем эту территорию, кое-что видим». А что, Белоруссия могла видеть что-то, что не увидели другие?
— Теоретически с территории Белоруссии могли засечь какую-то подозрительную активность, ее территория находится достаточно близко к месту происшествия.
«СП»: — Лукашенко задался вопросом, почему именно во время саммита «двадцатки» вдруг атаковали натовское государство. Это совпадение или нет?
— Я не думаю, что, даже если планировалась провокация, она была привязана к саммиту G20. В этом просто нет особого смысла. Цель провокации — дискредитировать Россию, для этого какие-то дополнительные информационные привязки не нужны
«СП»: — При этом Лукашенко отдал должное Байдену…
— Да, судя по реакции США, они не готовы идти на прямую конфронтацию с Россией. Если «договорняк» имел место, это чистой воды польско-украинская провокация с целью повысить ставки в игре.
— Скажем так, это мог быть «договорняк» Украины с некоторыми силами на Западе, которые хотели спровоцировать НАТО на более жесткую реакцию на украинские события, — считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Геворг Мирзаян.
— Но для того, чтобы точно рассуждать, был ли это «договорняк», нужны данные, а их нет, и в ближайшее время не будет, поэтому мы говорим в исключительно умозрительном формате.
«СП»: — Лукашенко справедливо отмечает, что Украина намеренно била в сторону Польши…
— Во-первых, в этой ситуации нельзя доверять Лукашенко на сто процентов — он высказывает свою точку зрения. Есть две версии: первая — Украина случайно попала по Польше. Вторая — Украина специально стреляла по Польше. Пока никаких данных, которые убедительно доказывали бы одну версию и опровергали другую, ни у кого нет. Нужно расследование, причем объективное. И к сожалению, такого никто сейчас провести не может. У нас для этого нет достаточного количества данных, а у поляков и НАТО нет достаточного количества политической воли, чтобы честно сказать, что же произошло.
«СП»: — А США? Для них этот инцидент, по-вашему, стал неожиданностью?
— Для администрации Байдена этот инцидент точно стал неожиданностью. То есть все потенциально представляли, что такое теоретически может быть, а вот к тому, что конкретно это произойдет, они явно оказались не готовы. Поэтому и Байден немножко растерялся, и Пентагон немножко растерялся. Но опять же, надо действительно отдать им должное: они очень быстро пришли в себя и сказали, что это не русские ракеты, чтобы не дай Бог не спровоцировать ядерную войну.
«СП»: — Почему Польша не допустила украинскую сторону к расследованию?
— Польша поступила правильно. Документы могут в этом расследование могут появиться разные, в том числе и те, которые могут оказаться достаточно чувствительными — а Украина просто возьмет и эти документы сольет. К примеру, если там даже просто будет малейший отдаленный намек, что это могла быть российская ракета, украинцы скажут, что, вот, смотрите, мы были в расследовании, и здесь говорилось о российской ракете, но потом эту версию по политическим причинам отвергли, потому что НАТО — трусы, а на самом деле это были русские. Вот зачем надо такая головная боль, зачем больше такие проблемы? Поэтому Украину как ненадежного игрока от расследования отодвинули.
«СП»: — И что теперь делать Польше?
— В этой ситуации проще всего замять дело, чем сейчас и занимаются польские власти. Формулировка у них примерно такая: ракета — украинская, но виноваты русские, потому, что они обстреливали Украину, и из-за них Украина вынуждена была запускать противоракету, которая случайно попала по Польше. Но для того, чтобы дело окончательно замяли, нужны официальные извинения и признание Зеленского, а пока украинский президент, видимо, не сильно хочет их давать. А без этих извинений недовольство Украиной в Польше будет лишь расти.