Байден хочет войти в историю, оставив Украину в «наилучшем положении для победы»
Премьер-министр Великобритании Кир Стармер на днях встретился с президентом США Джо Байденом в Белом доме, чтобы обсудить вопрос использования Украиной ракет большой дальности для нанесения ударов по территории России. Но по итогам не было ни объявлений, ни совместной пресс-конференции.
Стармер позже сообщил СМИ, что переговоры были «продуктивными», но сосредотачивались на «стратегии», а не на «конкретном шаге или тактике». Он не обозначил никакого решения по обсуждавшемуся вопросу.
Стармер сказал, что окончательное решение по ракетам Storm Shadow пока не принято, и намекнул, что дальнейшее развитие событий может последовать на заседании Генеральной Ассамблеи ООН в конце этого месяца: «мы, очевидно, снова продолжим в ГА ООН всего через несколько дней с более широкой группой лиц».
Одна из причин такой секретности — то, что США и Великобритания прекрасно осознают четкое предупреждение президента Владимира Путина о том, что любое использование западных ракет большой дальности для удара по России «будет означать не что иное, как прямое участие стран НАТО, Соединенных Штатов, европейских стран в войне на Украине. Это их прямое участие, и это уже, конечно, существенным образом меняет саму суть, саму природу конфликта».
Путин взвешивал каждое слово: «Это будет означать, что страны НАТО, США, европейские страны воюют с Россией. Если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы будем принимать соответствующие решения, исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться».
Нельзя не признать, Путин и раньше делал подобные предупреждения, но не выполнил их, даже когда Украина безнаказанно использовала западное оружие для вторжения на территорию России. Настолько, что Байден пренебрежительно отнесся к последнему предупреждению Кремля, заявив: «Я не очень много думаю о Владимире Путине».
Cо своей стороны, Москва полагает, что, хотя официальное решение об использовании Украиной ракет большой дальности пока не объявлено, оно уже принято и известно Киеву, и что Россия должна будет отреагировать собственными действиями.
Заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков, главный специалист Москвы в дипломатической сфере, заявил: «Решение такое есть, все карт-бланши, индульгенции киевским клиентам выписаны. Поэтому мы будем реагировать так, чтобы мало не показалось».
Бывший президент России Дмитрий Медведев, который сейчас занимает пост заместителя председателя Совета безопасности страны, пошел еще дальше, заявив, что Запад испытывает небезграничное терпение России. По словам Медведева, вторжение Украины уже дало России формальные основания для применения ядерного арсенала.
Медведев предупредил, что Москва может либо все-таки прибегнуть к ядерному оружию, либо использовать свое неядерное, но смертоносное оружие новых видов для крупномасштабной атаки. «И вот тогда все. Гигантское серое расплавленное пятно на месте мати городов русскыхъ», — написал он в своем аккаунте Telegram, имея в виду Киев.
Путин в очередной раз опроверг англо-американскую риторику о том, что именно Украина, а не НАТО, будет использовать западные ракеты. Он указал, что ВСУ «не могут этого делать. Это возможно только с использованием разведданных со спутников, которыми Украина не располагает, это данные только со спутников или ЕС, либо США — в общем, с натовских спутников…»
«…полётные задания в эти ракетные системы могут, по сути, вносить только военнослужащие стран НАТО. Украинские военнослужащие делать этого не могут. Поэтому речь идёт не о том, чтобы разрешать украинскому режиму наносить удары по России этим оружием или не разрешать. Речь идёт о том, чтобы принять решение о том, что страны НАТО напрямую участвуют в военном конфликте или нет.»
Интересно, что ни Вашингтон, ни Лондон до сих пор не опровергли объяснение Путина, и любопытно, что оно вообще не упоминалось в британской прессе — возможно, из опасений, что общественное мнение может выступить против такого непосредственного участия Великобритании в решении боевых задач в войне против России.
Москва предвидит, что маневр США и Великобритании может заключаться в том, чтобы прощупать почву, сначала (открыто) применив британскую крылатую ракету большой дальности воздушного базирования Storm Shadow, которая уже была поставлена на Украину. Россия выслала шесть британских дипломатов, приписанных к посольству в Москве — это было явным предупреждением о том, что при определённом развитии событий будут затронуты отношения между Великобританией и Россией. Россия уже предупредила Великобританию о серьезных последствиях, если Storm Shadow будет использована для удара по российской территории.
Ситуация становится чрезвычайно опасной из-за того, что игра в кошки-мышки вокруг скрытого участия НАТО в конфликте на Украине уступает место русской рулетке, которая подчиняется законам теории вероятностей.
То есть, хотя Россию невозможно победить или вытеснить с территорий на востоке и юге Украины, которые она заняла, Вашингтона и Лондон считают, что окончательный результат этого стечения обстоятельств пока невозможно предугадать: есть несколько возможных результатов, и нельзя исключить, что фактический исход конфликта может быть определен волей случая.
По-видимому, Байден считает, что нынешнее доминирование России на поле боя — это случайность, а возможные итоги конфликта варьируются от уничтожения российской военной мощи до нарушения жизнедеятельности в России и возможного краха России — как минимум, до ослабления позиции Москвы в любых будущих переговорах. Проще говоря, война сейчас идет из-за России, а не Украины, и ракеты большой дальности могут изменить ситуацию.
Поэтому Байден, на которого больше не действуют никакие политические ограничения, обостряет конфликт, чтобы до окончания своего президентства в январе создать новые обстоятельства на местах. В результате могут появиться условия для постоянного военного присутствия НАТО на территории Украины, и Россию можно будет поставить перед свершившимся фактом.
Такая стратегия, построенная на зыбкой вероятности, сродни игре в русскую рулетку — акту бравады. На самом деле, возможности Байдена поддержать Украину сокращаются с каждым новым шагом к эскалации. Как пишет Wall Street Journal, «учитывая, что администрации Байдена осталось всего четыре месяца, а надежда на одобрение Конгрессом дополнительного финансирования для Украины, вне зависимости от итогов президентских выборов, очень мала, Белый дом обсуждает, как помочь Киеву, учитывая его ограниченный арсенал».
В то же время, ослабевает интерес Европы к войне. Европейская политика становится непредсказуемой с подъемом крайне правых в Германии, кризисом лидерства во французской политике, упадком экономики ЕС по сравнению с глобальными конкурентами из-за ограничений на инновации, высоких цен на энергоносители и дефицита квалифицированных кадров и т. д. и, конечно же, из-за общеевропейского экономического кризиса, которому не видно конца, как это ярко продемонстрировал недавний доклад Марио Драги.
По сути, Байден задает траекторию войны после января следующего года, чтобы даже после его отставки США придерживались его подхода, направленного на нанесение стратегического поражения России. Советник Белого дома по национальной безопасности Джейк Салливан заявил в субботу, что Вашингтон работает над «значимым» раундом дальнейшей помощи Киеву. Он подтвердил, что в этом месяце состоится встреча между Байденом и Зеленским.
Салливан отметил, что Байден работает над тем, чтобы поставить Украину в «наилучшее положение для победы» в последние месяцы своего пребывания у власти. Суть в том, что военная стратегия Байдена «управление эскалацией» ослабевает, в то время как НАТО постепенно становится одной из непосредственных сторон боевых действий.