Поездки в ДНР и ЛНР становятся обязательными для чиновников, которые хотят показать, что они «в одной лодке» с президентом
Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев по поручению президента 11 августа съездил в Луганск, где встретился с главами ЛНР и ДНР и провел заседание, посвященное первоочередным мерам по обеспечению безопасности республик Донбасса.
Помимо Медведева в совещании приняли участие другие чиновники и силовики — генеральный прокурор Игорь Краснов, первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко, глава МВД Владимир Колокольцев, глава Минстроя Ирек Файзуллин, директор ФСБ Александр Бортников, глава Следственного комитета Александр Бастрыкин.
Помимо безопасности одной из главных тем совещания стала гармонизация законодательств ЛНР и ДНР с законодательством России, восстановление инфраструктуры, ремонт больниц и подготовку школ к началу учебного года, а также пути решения социальных проблем граждан. Кроме того, глава СК проинформировал о ходе расследования преступлений, совершённых ВСУ, и сборе доказательств в рамках возбуждённых уголовных дел.
Российские топ-чиновники уже не в первый раз приезжают в Донбасс, в частности, там побывали Сергей Шойгу, Марат Хуснулин, Вячеслав Володин, Андрей Турчак, Сергей Кириенко и другие, но для Медведева визит стал первым.
Впрочем, до этого экс-премьер заметно нарастил активность в соцсетях, особенно в своем Telegram-канале, где периодически делает довольно резкие заявления в адрес Запада и в отношении СВО. Более того, некогда «либерального» Медведева сегодня некоторые политологи называют чуть ли не главным «ястребом» Кремля.
Визит в ЛНР, по мнению некоторых аналитиков, может свидетельствовать о том, что экс-премьер готовится играть более заметную роль в политической жизни страны. Причем не только в «Телеграме». Однако политолог, руководитель ИА «Клуб Регионов» Сергей Старовойтов полагает, что роль Медведева принципиально не поменялась, просто с началом СВО он стал более активно отыгрывать свою роль. Что касается визита в Донбасс, он становится обязательным пунктом программы для российских чиновников.
— Дмитрий Медведев — заместитель председателя Совета безопасности России, органа, который играет ключевую роль в реализации и координации специальной военной операции. Так что и его комментарии происходящего в соцсетях, и визит в Донбасс — это то, что входит в его должностные обязанности и общественно-политическую роль. Поэтому ничего удивительного не произошло.
Второй важный момент в том, что Донбасс сейчас является местом, где каждый российский чиновник должен «зачекиниться», другими словами, внести личный вклад в общее дело. СВО — это не только военная, но и общественно-политическая операция. Поэтому каждый государственный деятель должен показать свою роль в реализации общих задач.
Мы видим, что не только Дмитрий Медведев прилетел в Донбасс. Там бывают и Сергей Шойгу, и Сергей Кириенко, и губернаторы, за которыми закрепили восстановление регионов. Все они спешат в публичном поле осветить свои усилия. Все это — общий тренд и даже обязательное условие деятельности современного российского чиновника.
«СП»: — То есть каждый высокопоставленный чиновник должен посетить Донбасс?
— Есть вещи, которые не прописаны в должностных инструкциях, но чиновниками воспринимаются, как обязательные. Чего далеко ходить — все понимают, что ни в каких должностных инструкциях не указано, что губернатор обязан вести Telegram-канал. Тем не менее, есть общие установки, в том числе для политического блока администрации президента, из которых следует, что каждый вменяемый губернатор должен однозначно это делать, равно как и встречаться с гражданами и проводить другие мероприятия. Донбасс тоже становится таким местом силы, местом поклонения и обозначения своей роли на политической сцене. Если чиновник хочет делом доказать, что он в одной лодке с президентом и государством, ему нужно и самому немного на этих галерах погрести.
«СП»: — В ЛНР помимо Медведева в заседании участвовало больше количество силовиков, значит ли это, что Дмитрий Анатольевич окончательно примкнул к силовому блоку?
— Сегодня роль Медведева неоднозначна, а его позиционирование еще со времен тандема, когда он был президентом, а Владимир Путин — премьером, странновато. Тогда нужно было отделить Медведева от Путина и обозначить, кто в этом тандеме главный, поэтому и было определено такое имиджевое позиционирование. Эта игра продолжается с тех пор, просто иногда Дмитрий Анатольевич был более заметен, иногда совсем уходил в тень. Сейчас время его призвало и он, на мой взгляд, играет интересную роль, внося разнообразие в информационно-политический ландшафт, который нас окружает. Медведев украшает информационную повестку.
Он занял свой полюс, сформировал образ и продолжает действовать в рамках этого образа. Тут уже можно задавать вопрос, почему именно такой образ и под какие перспективы. Предположу, что не под перспективы, а под те задачи, которые я уже обозначил.
Политолог Павел Салин полагает, что нынешняя деятельность Медведева — это все же работа на будущее.
— Это не Медведева к чему-то готовят, а Медведев готовится, как и другие игроки, к так называемому транзиту. В элите есть понимание того, что Россия находится на пороге серьезных изменений в политической системе. Эти изменения будут проходить в перспективе ближайших месяцев или полугода. Какими они будут, никто не знает, потому что все решения, по крайней мере, на первом этапе, будет принимать Владимир Путин. Но все игроки консолидируют свои ресурсы в преддверии старта.
Разные игроки располагают разными ресурсами и по-разному ими пользуются. У наиболее серьезных игроков значительную часть ресурса составляют непубличные активы — контроль над силовиками, над финансовыми потоками, региональными администрациями и отделениями. Например, недавно прошла информация о том, что активизировался Народный фронт. Игрок, который потерял контроль над «Единой Россией», сейчас пытается по-новому выстроить каналы коммуникации с региональными элитами.
Поскольку эти ресурсы во многом носят непубличный характер, эта сигнал тем, кто ориентируется только на СМИ, особенно на СМИ официальные, во многом незаметна. Но у Медведева таких ресурсов нет. У него нет ни финансовых, ни административных, ни силовых ресурсов — несмотря на то, что у него пост фактически второго человека в государстве, силовики ему не подчиняются. У него есть только должность и ее производная — медийный ресурс. Вот он этот ресурс и использует.
Чтобы не быть списанным в рамках транзита, он, с одной стороны, пытается нарастить медийную активность, а с другой, его ключевые тезисы лежит в русле идей, которые близки Владимиру Путину и так называемым силовикам (их лидером принято считать секретаря Совбеза Николая Патрушева), но в силу ряда причин они их публично не высказывает. Медведев тем самым и консолидирует свой публичный ресурс, и демонстрирует лояльность тем, кто контролирует сейчас политическую ситуацию в Россию и кого принято считать бенефициарами первого этапа транзита. То есть тем, от кого зависит дальнейшая судьба Дмитрия Медведева.