В Братиславе зреет поддерживаемый Западом государственный переворот
Премьер-министр Словакии Роберт Фицо созвал Совет Безопасности из-за угрозы госпереворота.
По его словам, в стране находится «группа экспертов» из-за границы, которая готовится свергнуть правительство. Эта группа «активно участвовала в событиях» в Грузии и на Майдане в Киеве, утверждает он, ссылаясь на секретный доклад.
Глава правительства объявил о «серьезных мерах предосторожности» из-за предполагаемого переворота, на который «четко указывают разведданные».
«Спусковым крючком» могут стать столкновение силовиков с демонстрантами, захват правительственных зданий или «национальная забастовка», — заявил словацкий премьер.
Фицо сравнил нынешнюю ситуацию с 2018 годом, когда его правительство ушло в отставку на фоне политического кризиса из-за убийства журналиста Aktuality. sk Яна Куциака, занимавшегося расследованием коррупции.
По словам премьера, он готов ко всему, «но страну не ниспровергнуть».
Ранее оппозиция в парламенте пыталась вынести Фицо вотум недоверия, обвинив его в связях с Россией, однако заседание сорвалось.
Теперь решили действовать через переворот? Неужели Фицо настолько кому-то насолил, что в стране Евросоюза готовы пойти на подобные методы?
— То, что Фицо хотят убрать, вплоть до физического устранения, достаточно очевидно, — уверен советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Его уже отправляли в отставку и совершали покушение.
Он неудобен европейской бюрократии и оппозиции внутри страны. В современных условиях Фицо воспринимается как нарушитель дисциплины и едва ли не ренегат, передающий идеалы «единой Европы».
«СП»: А зачем нужен переворот? На выборах победить не судьба?
— Победа на выборах не гарантирована, переворот надежнее, особенно если надо сделать быстро.
«СП»: Словакия — маленькая страна, которая не делает погоды ни в масштабах ЕС, ни в масштабах НАТО. Не проще ли коллективному Западу просто игнорировать ее?
— Словакия, как и Венгрия, создает прецедент. Маленькая страна как раз удобна тем, что ее проще наказать за непослушание. К тому же, позиции Фицо явно менее прочны, чем у Орбана, добраться до него проще.
«СП»: Есть ли опасность появления своего Фицо в соседних странах? Чехия? Или кто еще?
— Ближайший пример — «Альтернатива для Германии», которая может занять второе место на выборах в Бундестаг. А Германия — это уже не маленькая периферийная Словакия. Конечно, во власть АдГ никто не пустит, но их влияние явно растет.
К тому же, с приходом к власти Трампа леволиберальные элиты ЕС фактически оказались в оппозиции Вашингтону. А это значит, внутриполитическая борьба в Европе может обостриться и принять более радикальные и жёсткие формы.
«СП»: Если Фицо таки отстранят от власти, что изменится для Европы? А для нас критично это? Можем ему чем-то помочь?
— Принципиально это, конечно, ничего не изменит. Политики типа Орбана и Фицо в Европе остаются в меньшинстве.
Они в лучшем случае могут осложнить принятие решений в ЕС, но не изменить сам характер этих решений. Ситуация может серьезно изменится только если подобные силы придут к власти в Германии или Франции. Собственно, против этого и идёт борьба.
Что касается России, то как-то принципиально повлиять на происходящее в Словакии или других странах ЕС она не может, так как не имеет рычагов влияния на внутреннюю политику ЕС. Победа Орбана или Фицо была результатом внутренних процессов, а не российской поддержки. Точно так же повлиять на их возможное падение Россия вряд ли сможет.
— Фицо неугоден Украине, — подчеркивает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Вадим Трухачев.
— Неугоден руководству ЕС, НАТО и большинству нынешних коллег оттуда. Он особенно неугоден руководству соседней Чехии, сделавшему ставку на русофобию. Но неугоден он и почти половине населения Словакии, голосующей за «атлантическую» повестку. Страна по отношению к нему расколота почти пополам. Глубинка относится к нему хорошо, а вот Братислава и Кошице — плохо.
«СП»: Фицо опасаются как человека или как явления? Не боятся, что появится новый? Или Фицо и Орбан — все же отдельные случаи, а вовсе не тенденция?
— Его не любят по закону военного времени, потому что он нарушает военную дисциплину против России и стройность рядов Евросоюза и НАТО. Их руководство действует в логике военного времени, а Фицо не хочет ей подчиняться.
Тенденция к росту популярности таких политиков есть — возьмём Херберта Кикля в соседней Австрии или экс-премьера Чехии Андрея Бабиша. От этого Фицо начинает раздражать «вашингтонский и брюссельский обкомы» ещё больше.
«СП»: Фицо не угодил позицией по Украине? Или по миграции, и прочим спорным для ЕС вопросам? Что ему готовы простить, а что — нет?
— По вопросам миграции он не угодил ещё в 2016 году, когда отказался принимать беженцев по квоте ЕС. Но сегодня сам Евросоюз закручивает миграционные гайки, потому за это его сильно наказывать не хотят. Ключевой момент — именно отказ в поддержке Украины и демонстративном визите в Россию. Опять же — исходя из логики военного времени. В мирное на это бы не реагировали столь нервно.
«СП»: По-вашему, угроза переворота серьезна? Иных методов не осталось?
— В Словакии в результате поддержанных извне протестов или же прямого внешнего давления уже дважды свергали правительство — в 1998 и 2018 гг. Во втором случае свергнутым был как раз Фицо. Парламентские выборы он дважды проигрывал, и четырежды выигрывал. Президентские — однажды прямо участвовал, но проиграл, но в прошлом году выиграл поддержанный им Петер Пеллегрини. Так что тут всё складывается с переменным успехом.
Но сейчас евроатлантическая оппозиция ввиду готовности снять последние штаны ради Украины имеет мало шансов победить. Отсюда и истерика, и попытка вотума недоверия.
«СП»: Насколько сильна в стране оппозиция? Что может стать предлогом для переворота?
— Сейчас главное обвинения — «прогиб под Путина». Больше ничего вменить нельзя. Обвинения в коррупции и связях с мафией уже проехали — не доказали.
Оппозиция в стране достаточно сильна. Она ещё полтора года назад находилась у власти. Она контролирует крупнейшие города страны — Братиславу и Кошице. Её прямо поддерживают чешские власти, что в условиях во многом единого пространства двух стран играет немалую роль. У оппозиции есть деньги, на её стороне — большинство СМИ.
Но в нынешних условиях ей тяжело склонить на свою сторону колеблющихся избирателей именно ввиду своей воинственности и поддержки Украины. А это непопулярно в стране, принявшей 120 тысяч украинцев, и вкусившей все прелести этого — от необходимости давать им пособия до хамского быдляцкого поведения.
«СП»: Как коллективный Запад отнесся бы к перевороту в Словакии? С одной стороны — хорошо, убрали неугодного премьера, с другой — опасный прецедент в самой Европе. Не боятся повторения?
— В рамках Евросоюза Запад действует куда осторожнее, чем за его пределами. Скорее давят психологически и финансово, подталкивая неугодных политиков к отставкам. Но Орбан в соседней Венгрии под этим прессом живёт долго — и в деле его свержения Запад до сих пор напролом не пошёл.
Ждут выборов в следующем году. В Словакии все выборы прошли, потому здесь стараются давить психологически и финансово. Но Фицо пока держится.