Мишустину понадобится Госплан, иначе всё зря

Формирование правительства стартовало в режиме спецоперации

Мишустину понадобится Госплан, иначе всё зря

Михаил Мишустин оказался слишком хорош, чтобы менять его на посту главы правительства. Очевидный вывод из предложения Владимира Путина Госдуме о переназначении премьер-министра. Вот только вызовы, стоящие перед страной, превосходят все те, что были в прошлом. Найдёт ли новый старый премьер пути их преодоления? Не стоит ли обратиться к успешным практикам, известным из истории страны?

О том, что президент вновь выдвинет кандидатуру Мишустина, можно было догадаться сразу после отдельной встречи, которую Путин провёл с премьером накануне своей инаугурации — он приехал в Белый дом поблагодарить правительство за работу. Во вполне византийской российской системе такого рода знаки и ритуалы имеют глубокое значение. Внимательные наблюдатели не ошиблись — Мишустин заслужил переназначение.

Если что и удивило, так это время внесения представления в Госдуму. Датированный 9 мая документ, по данным СМИ, был зарегистрирован в парламенте в ночь на 10-е. Медиаволна пошла в 5 утра. Путин, как Сталин, не спит, думает о судьбах Родины? Получается, так. Впрочем, циники увидели здесь лишь аппаратный ход — пас президента спикеру Госдумы, возможность дать тому обнародовать кандидатуру. И на Охотный ряд можно не приезжать…

Есть, однако, в этом шаге и некое политическое содержание. «Государственная Дума впервые за всю историю современной России будет формировать состав Правительства: утверждать Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров. Депутатам предстоит реализовать свои новые полномочия, установленные поправками к Конституции Российской Федерации в 2020 году», — напомнил Володин.

До реализации мечты всей политизированной публики, чтобы парламентские партии формировали правительство из своих собственных рядов (и прямо влияли таким образом на курс страны, как это принято на проклятом Западе), конечно, ещё далеко, но расширение полномочий не может не радовать депутатов. Кремлю тоже выгодно расширение базы поддержки. Когда враг у ворот, так и тянет разделить с кем-нибудь ответственность.

Вера Путина в будущий успех Мишустина (перед приездом и.о. премьера на утверждение в Госдуму президент вновь встретился с ним) объясняется просто: глава кабмина оказался крайне эффективен. Его правительство провело страну через пандемийный кризис и не завалило дело после начала СВО. От добра добра не ищут, видимо, решил президент. Тем более, известна его аккуратное отношение к кадрам.

Кабмину Мишустина удалось выстоять под ударом западных санкций лучше, чем этого ожидали как вовне, так и внутри страны. Общее падение доходов населения компенсировалось снижением неравенства, разрыва между доходами бедных и богатых слоев общества, собираемость налогов растёт, и даже ситуация на линии боевого соприкосновения «стабильная», как однажды выразился Путин.

Однако, это всё успехи вчерашние. Вряд ли страна может жить так, как сейчас, долгое время. Расчёт на скорые переговоры с противником и завершение СВО не оправдался и, вряд ли здесь скоро что-то изменится. Но боевые действия такой интенсивности не могут длиться бесконечно, годами или даже десятилетиями. Люди закончатся. Речь идёт о выживании всей российской цивилизации (а она теперь даже прописана в законе).

Значит, нужен прорыв, качественно новая организация фронта и тыла. И тыла даже в куда большей степени. Боевые действия — это теперь забота не только Минобороны. Мир на условиях Москвы требует комплексного подхода, добиться которого без подъёма всей страны, а значит усилий в первую очередь правительства, невозможно. Если СВО начал Совбез, но выигрывать у Киева предстоит Мишустину.

Читать также:  Джо Байден про «СП-2»: «Мы положим этому конец»

Без новой серьёзной индустриализации решить такую задачу вряд ли реально. О том, в каком положении находится наш ВПК, отчасти можно судить по тому обстоятельству, что на параде 9 мая в Москве почти не было современных танков, БМП, БТР — всё отправлено на фронт, туда, где они нужнее. Про «Армату», о которой «СП» с гордостью писала годами, даже больно говорить. Всё правильно, но резервов-то нет — факт. А должны быть.

О состоянии гражданской промышленности свидетельствует, например, авиастроение. «Суперджеты», МС-21, Ил-114 за годы так и не стали машинами, на которые смогла бы опереться отрасль. Хотя и время было, и деньги выделялись исправно. Не потому ли, что столь сложные процессы должны чётко координироваться в масштабах страны? Кем? В СССР было министерство гражданской авиации и потребности в самолетах закрывались на 100%.

И так во всём. Отказавшись от плановой экономики отчасти в связи с объективными причинами (Госплан советского извода не мог просчитать выпуск абсолютно всех нужных товаров), отчасти, в угоду либеральным догмам, навязанным извне ради разграбления нашей страны, зачем-то отказались от планирования даже базовых макроэкономических показателей. Планирования, а не прогноза или констатации, чем занимается у нас Минэк.

России нужен Госплан. Или Госплан 2.0 (для тех, кто трусит сильных и резких слов). Это регулярно предлагает КПРФ.

«Все попытки двигаться вперед без Госплана обречены на болезненные провалы, циничные распилы, неэффективность и бездеятельность, прикрываемую бестолковой суетой», — заявляли в партии ещё в июле 2020 года. Шла речь о планировании и сразу после начала СВО, были направлены конкретные предложения.

Автоматизация прогнозирования на базе межотраслевого баланса неприменима к рыночной экономике, ответил тогда коммунистам некий зам из Минэка (стерегут свою поляну?). К тому же идея противоречит текущим законам России, издевались противники Госплана. Да, противоречит. Так надо изменить законы. Законы — для страны, а не наоборот. Вероятно, тогда рассчитывали победить по-быстрому. Может, сейчас в Кремле дозрели?

КПРФ, как никто другой, имеет моральное право предлагать подобный вариант развития страны. Ведь предложение ввести мощные элементы планирования опирается на успешную практику. Не только советского периода, с чем многие захотят поспорить, но и времени разгула в РФ либеральных реформ. Правительство Примакова-Маслюкова за полгода спасло страну после дефолта, устроенного либералами. Кириенко из АП не даст соврать.

Вот почему коммунисты, как рациональные люди, всё-таки верят, что несмотря на прежнее сопротивление, новый кабмин пересилит скептиков из числа неудачников вчерашнего дня и создаст, наконец, институты планирования. Жизнь заставит. «Он всегда идёт на контакт, в отличие от многих… он отзывчивый, он пытается всегда решить, вникнуть в проблему», — охарактеризовал Мишустина экс-кандидат в президенты РФ от КПРФ Николай Харитонов.

Вникнет? Наверняка. Но для того, чтобы внедрить столь революционные подходы, премьеру понадобится прямая поддержка президента. В нулевые и отчасти десятые годы было устойчивое впечатление, что личные симпатии главы государства склоняются, скорее, к либеральному лагерю. Но с тех пор много воды утекло. А также крови и денег. Невозможное вчера, стало остро необходимо сегодня и завтра. Пора.