В ЕС безуспешно ищут правовые основания для изъятия российских активов
Евросоюз пришел к выводу, что не может на законных основаниях конфисковать замороженные российские активы, сообщает Bloomberg со ссылкой на доклад Рабочей группы ЕС по использованию российских резервов, замороженных в рамках санкций.
Члены группы не видят «надежного юридического пути, позволяющего конфисковать замороженные или обездвиженные активы только на том основании, что эти активы находятся под ограничительными мерами ЕС» говорится в заключении экспертов.
В тоже время в Брюсселе рассматривают другой вариант использования более 200 миллиардов евро (219 миллиардов долларов) замороженных активов и направления их Украине. По информации издания, сейчас эти средства находятся у Euroclear Ltd., где по итогам первого квартала этого года доход от процентов по ним составил почти 750 миллионов евро.
Эксперты группы предлагают использовать путь так называемого «непредвиденного взноса», который предполагает перевод компаниями, получившими большую прибыль от заблокированных российских активов, значительной суммы в ЕС. Это могло бы снизить юридические риски для блока, поскольку ЕС не управляет этими активами. Официальные лица ЕС считают, что эта модель не повлияет на финансовую стабильность, сохранит бизнес-модели вовлеченных фирм и будет справедливой с точки зрения налогообложения.
«Это не повлияет на правовую ситуацию с активами», — считают эксперты.
Вместе с тем, по информации издания, некоторые крупные мировые банки предупредили, что использование поступлений от процентных ставок от активов может привести к отказу держателей официальных резервов от евро.
По словам председателя Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, ЕС планирует до начала летних каникул подготовить юридическую основу для использования заблокированных российских активов.
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова назвала действия Евросоюза «откровенным экономическим бандитизмом».
«Еэсовцы пытаются внедрять „инновационные“ подходы, предусматривающие присвоение ими замороженных средств и имущества россиян для передачи киевскому режиму и придание таким действиям видимости законности», — заявила она в ходе брифинга.
Как отметила дипломат, ряд европейских институтов уже бьет в набат, публично заявляя, что кража российских активов нанесет еще больший урон экономике Евросоюза и зоне евро, а также окончательно поставит крест на репутации ЕС как некогда привлекательной юрисдикции для ведения бизнеса и осуществления инвестиций.
«Позиция России в этом вопросе проста и понятна: Евросоюз обязан, безусловно и немедленно вернуть украденные активы их законным владельцам — российским гражданам, компаниям и народу нашей страны», — резюмировала Мария Захарова.
В общем, законных оснований не находят. Но вот ждать ли нам, что будут придумывать новые законы — специально именно под Россию?
Профессор кафедры международного права МГИМО, д.юр.н. Дмитрий Лабин отмечает, что европейцы впервые столкнулись с подобной непростой ситуацией.
— На протяжении многих последних лет мы были уверены, что именно правовые системы европейских государств, а тем более Великобритании — это оплот правосудия и действия права во всех сферах. В ЕС действительно правы — правовых оснований для реквизации замороженных средств нет. Надо понимать, что права собственности не утеряны, собственники всего лишь не могут воспользоваться своим имуществом и т. д.
Наверное, пока в ЕС будут идти по пути новых возможностей. Из СМИ стало известно, что в Великобритании подготовлен подобный законопроект: поскольку заморозка носит временный, а не бессрочный характер и приходится время от времени принимать соответствующие акты для ее продления, то новый законопроект предусматривает бессрочный характер этих мер, но при этом предлагает условия для тех, на кого были направлены санкции — право выкупить замороженные активы при условии, что британское правительство эти средства будет направлять на так называемую помощь на восстановление Украины.
Какие выводы? Сначала ограбили, а теперь предлагают легализовать ограбленное путем вынуждения собственников выкупить свое же имущество. Сложно сказать, является ли это верхом правосудия, но такие попытки мы наблюдаем.
«СП»: Какова вероятность, что они наплюют на то, что юридических оснований нет и начнут грабить, как на большой дороге? Просто конфискуют.
— Такое развитие событий маловероятно. Это, как они называют, «культурный» грабеж, как было всегда в истории. Мы знаем, что европейцы мастера такого искусного подхода. Но надо учитывать и репутационные потери: если так поступили с одним, то все другие, обжёгшись на молоке, будут на воду дуть. Так что в этой ситуации вряд ли европейцы будут перебарщивать.
А может к тому моменту и ситуация разрешится. Надеемся.
«СП»: Если все-таки попытаются изъять, то чем мы можем ответить — идти в суды, принимать свои аналогичные законы?
— Юридически есть две большие разницы. Когда речь идет об активах частных лиц, это одни средства правовой защиты, для активов, принадлежащих РФ — другие.
Если говорить об активах частных лиц, то не следует забывать, что международное право формировалось долгие годы — с тем, чтобы обеспечить определённые гарантии и защиту иностранцам и их имуществу и инвестициям на территориях зарубежных государств. Этим правом можно воспользоваться в любой момент, пока никто активно не воспользовался. Соответственно, требовать компенсацию в международных арбитражах, оснований более чем достаточно. Это наши оппонент понимают.
Пока активы заморожены, речь не идет о потере права собственности, но и возможности контроля утеряны, что также дает основание для защиты. Факт утери титула однозначно приведет к масштабным требованиям, которые будут предъявлены по тем процедурам, которые европейцы сами и создали. Этот пример как положительный был воспринят повсеместно.
У России более 80 договоров, включая все европейские государства, которые предусматривают право пострадавшему лицу обращаться в международные арбитражные инстанции. Это на Западе понимают. Можно потребовать возместить не только стоимость потерянного актива, но и компенсацию по рыночной стоимости и упущенных ожиданий, ведь активы приносили доход. Все это будет включено и предъявлено.
«СП»: — А государственные резервы?
— У нас целый спектр правовой защиты. Ничто не помешает им воспользоваться. Пока, на мой взгляд, другие приоритетные задачи стоят, они решаются, решение будет. Как только все решится, думаю, и этот вопрос будет решатся в соответствии с международным правом. Никаких сомнений нет, что все будет положительно решено.
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш считает, что ЕС не удается легитимировать ситуацию с замороженными российскими активами.
— Есть понимание, что вопрос политический. Во всяком случае у части руководства. Есть также понимание, что если Европа продемонстрирует способность на голубом глазу воровать со стола чужие деньги, то тут же активы третьих стран будут считать Европу, Запад токсичным местом. И в этом плане есть понимание, что это будет стоить намного дороже.
Чиновники могут распихать по карманам российские активы, но Европа потеряет свою репутацию окончательно и бесповоротно и лишится всех зарубежных активов, в первую очередь, азиатских, африканских. Понимание этого есть.
«СП»: Какова все-таки вероятность того, что ЕС дойдет именно до откровенного грабежа?
— Речь идет о чиновниках, о специально выращенных партийных активистах типа Бербок, которая прыгает на 360 градусов и т. д. Если брать Урсулу фон дер Ляйен и ей подобных, то там легкость мысли необычайная и понимания того, что есть политика, как она работает, у них не было, нет и, естественно, не будет.
Они подконтрольны США, которых этот вариант волне устраивает. Другой вопрос, насколько другие, более серьезные европейские акционеры, будут иметь слово. В отличие от политического руководства, они понимают цену вопроса.
Европейской руководство стоит перед искушением попилить российские деньги, рассовав их по личным карманам, Украина получит достаточно мало. С другой стороны, есть системные игроки, которые понимают, что пусти жулика в систему, так системы не останется вообще.