По команде из Вашингтона Лай Циндэ стал натравливать Пекин на Москву
Власти Тайваня предприняли довольно провокационную и рискованную в политическом плане попытку отбиться от планов большого Китая по возвращению острова в родную гавань.
Президент этого ограниченно признанного государственного образования Лай Циндэ в интервью местному телевидению предложил Пекину для реализации планов исторического реванша отнять у России Дальний Восток и прекратить попытки взять под контроль Тайвань.
«Если данные действия осуществляются ради прекращения „века унижений“, можно надеяться, что Китай займется землями, занятыми Россией по Айгунскому договору? Россия сейчас находится в самом слабом положении», — сказал он.
Тайваньский лидер заявил, что «Китай хочет атаковать и аннексировать Тайвань не потому, что какой-то определенный человек или определенная партия на Тайване что-то сказали или сделали». «Вы можете потребовать территорию у России, но вы этого не делаете. Поэтому очевидно, что они хотят вторгнуться в Тайвань не по территориальным причинам», — развивал свои мысли на грани фола Лай Циндэ.
Разумеется, данное высказывание не осталось без внимания российских политиков. Так, первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров назвал его «оскорбительным».
«Это говорит о том, что они чувствуют свою безнаказанность. Рано или поздно Тайвань однозначно станет частью Китаю — он и сейчас китайская территория де-юре, но де-факто он тоже будет Китаем», — заявил сенатор «Ленте.ру».
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова подчеркнула, что Россию не интересуют «мнения отдельных маргинальных политиков, обуреваемых реваншистскими синдромами». «Так что подстрекаемый американцами к сепаратизму Лай может „лаять“ сколько угодно. Это не принесет ничего хорошего ни ему, ни жителям Тайваня».
На фоне скандального заявления тайваньского руководителя Народно-освободительная армия Китая (НОАК) проводит учебные стрельбы в Южно-Китайском море, сообщило Управление морской безопасности КНР.
В заявлении приводятся координаты проведения стрельб: они организованы в акватории неподалеку от города Шаньтоу (расположен в южной провинции Гуандун), что примерно в 300 км к западу от острова Тайвань. Эти учения, судя по всему, стали дополнительным раздражителем для Тайбэя, который традиционно нервно реагирует на подобные маневры НОАК.
Профессор, доктор исторических наук, историк-востоковед, директор директора ИСАА МГУ Алексей Маслов обратил внимание на три обстоятельства в связи с высказываниями главы Тайваня.
— Во-первых, Лай Циндэ, видимо, плохо знаком с историей российско-китайских отношений. Между нашими странами в 2001 году был заключен договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который был продлен в 2021-м. Согласно этому документу, все территориальные споры между нашими странами считаются урегулированными. То есть мы имеем договорную основу наших отношений, которую Тайвань предлагает нарушить. А ведь в этом договоре есть еще немало моментов, которые этот политик, по сути, предлагает отменить.
Во-вторых, российско-китайские отношения следует рассматривать в их развитии, когда наряду с Айгунским договором 1858 года был ряд других соглашений, когда в XVII веке Россия, наоборот, уступала территории и граница передвигалась глубже, на левый берег Амура, китайской стороне был передан по Нерчинскому договору город Албазин. То есть, любая граница формируется в исторической динамике. Напомню также, что наша страна передавала Китаю территории: Тарабаровы острова, Большой Уссурийский — и у России и Китая хватило мудрости остановиться и больше не обсуждать этот вопрос.
В-третьих, мы видим здесь явную провокацию, попытку столкнуть лбами Россию и Китай. Но тайваньским лидерам следует понять простую вещь: если они считают свой остров независимым государством, то отношения РФ и КНР — не их вопрос. Если же Тайвань пытается активно вмешаться в эти отношения, значит, он является китайской территорией, провинцией КНР. Следовательно, его политикам надо прекращать делать заявления о независимости.
«СП»: Это высказывание Лай Циндэ — его личная позиция?
— Такого рода заявления являются, на мой взгляд, продолжением американской политики по стравливанию государств в Восточной Азии. И вряд ли стоит на них реагировать, учитывая их безграмотность.
«СП»: Слова Лай Циндэ как-то повлияют на позицию Москвы в плане отношения к методам, которые может выбрать Пекин в отношении Тайваня, чтобы вернуть его под свое крыло?
— Хочу напомнить, что Россия еще в ельцинские времена четко дала понять, что придерживается политики одного Китая, а ситуация с Тайванем — внутренний вопрос КНР, в который мы не вмешиваемся. Как его Пекин будет решать — мирным или силовым методом — это вообще не наш вопрос. Это — внутреннее дело КНР. И если Пекин начнет сейчас решать его военным путем, в чем я лично, честно говоря, сомневаюсь, Россия не будет реагировать, какие бы заявления тайваньские политики ни делали.
Доктор экономических наук, профессор, китаевед Андрей Островский иронически оценил риторику тайваньского главы:
— Что же он, скажем, Москву, Сибирь не предложил забрать? Помелочился чего-то… Это только политики правящей партии могут такие заявления делать, Гоминьдан как-то воздерживается… Дело в том, что территории Уссурийского края, Приморского края, отошли России по договору 1860 года, а по Айгунскому — все, что севернее реки Амур. Напомню, что по Нерчинскому договору 1869 года граница между Русским царством и империей Цин проходила по югу Магаданского края. В общем, можно много чего предложить.
С тем же успехом он мог порекомендовать Китаю захватить кусок Кореи, северный Вьетнам, территории, где когда-то была китайская территория. В общем, этим заявлением так называемый президент Тайваня показал себя безответственным политиком.
«СП»: Зачем Лай Циндэ это надо?
— Для отвлечения внимания от Тайваня. У нас с Китаем подписан в 2001 году договор о добрососедстве и дружбе, где все было сказано. Сейчас можно ожидать реакции китайской стороны. Основная же задача внешней политики КНР на сегодняшний день — борьба за возврат Тайваня в лоно родины. Никакой другой задачи нет, а такими заявлениями тайваньский лидер ничего добиться не сможет. Китайская сторона свою доктрину пересматривать не будет.
«СП»: Может, заявление Лай Циндэ продиктовано пожеланиями американских партнеров? Вашингтон все чаще заявляет, что главным вопросом их внешней политики будет Азиатско-Тихоокеанский регион?
— Если президентом станет Трамп — так и будет. Но если власть сохранят демократы, президентом станет Камала Харрис — вряд ли такой разворот произойдет. Она заявила, что будет поддерживать Украину, острие внешней политики ее администрации будет направлено на Европу.
«СП»: Это заявление как-то изменит позицию России относительно стремления китайской стороны по возвращению Тайваня, пусть даже силовыми методами?
— В обозримом будущем Китай таких попыток не предпримет, но предупредительные меры последуют. Скажем, патрулирование Тайваньского пролива.
Китай сегодня заинтересован в сохранении статус-кво, во внутренней политике он намерен заняться углублением реформ, повышение уровня благосостояния китайского народа, что успешно реализуется. Плюс борьба за экологию, увеличение доли выпуска электромобилей, уменьшение объемов парниковых выбросов, о чем заявил год назад на совещании по экологии Си Цзиньпин. Это сегодняшние приоритеты китайской политики.