Удар по больнице в Газе может вызвать волну антисемитизма по всему миру
После удара по больнице Аль-Ахли в секторе Газа, который привел к гибели более 800 человек, сразу в нескольких странах Азии и Африки граждане вышли с протестами к посольствам Израиля и США.
Накануне вечером израильскими ВВС был нанесен ракетно-бомбовый удар по баптистской клинике, предположительно с помощью американской авиабомбы JDAM весом порядка 1000 кг. Однако Израиль настаивает, что это был ошибочный пуск ракеты группировки «Исламский джихад». Специалисты, между тем, отмечают, что палестинские группировки не располагают снарядами такой мощности.
После первых же сообщений о трагедии на улицы вышли жители многих мусульманских стран, они требовали в лучшем случае разрыва отношений с Израилем, а то и вовсе объявления ему войны. Протесты прошли в Тунисе, Марокко, Египте. Ливане, Ираке, Иране, Турции и Иордании. Стычки с израильской полицией состоялись в оккупированных городах Палестины: Иерусалиме, Хевроне.
Кое-где манифестации быстро переросли в беспорядки: в Стамбуле протестующие закидали яйцами консульство Израиля и сожгли флаг страны. В Бейруте, в Ливане, они собрались у посольств США и Франции и сожгли американский флаг. В Иордании полиции пришлось защищать посольство Израиля от толпы разгневанных местных жителей.
Акции протеста сторонников Палестины прошли также в Германии, Испании. Даже в США протестующие жгли флаги Израиля на Таймс-Сквер в Нью-Йорке и возле Белого дома.
Стоит отметить, что с публичным осуждением удара по больнице выступили не только мусульманские страны, но и страны Запада, осудив само действие, но не назвав виновных. Однако простые европейцы, очевидно, знают правду, и их отношение к Израилю может поменяться. Так власти Мюнхена уже не рекомендуют иудеям носить свои религиозные символы в публичных местах. Кроме того, в немецких городах участились случаи рисования на дверях домов, в которых живут евреи, звезд Давида, что отсылает к событиям тридцатых-сороковых годов, когда по всей Европе прокатилась волна жесточайшего антисемитизма.
Так что, ждать повторения «хрустальной ночи» в Европе?
— Исламский мир характеризуется сильной идентичностью, которую даже можно назвать интернациональной, — отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Владимир Блинов.
— То обстоятельство, что главы воюющих в Йемене государств Ирана и Саудовской Аравии начинают прямые контакты вследствие событий в Газе, говорит о многом. Перенаселенная выходцами из исламских стран Европа находится в непростом положении. С одной стороны, их сюзерены из США требуют поддержать ближневосточного союзника, с другой — огромное количество пассионариев с востока не останутся в стороне от религиозной войны.
Даже условно светская Турция не в силах обуздать улицу. В этих условиях Европе придется непросто, поскольку, с одной стороны, огромное количество политиканов позволяют себе высказываться пренебрежительно в отношении палестинских жертв, с другой — международная политика не позволит европейским государствам остаться в стороне от противостояния исламского мира и Израиля. В случае, когда даже шииты и сунниты забыли разногласия и готовы вставить по одну линию фронта, европейским государствам надо проявить чудеса политкорректности и изворотливости, чтобы не столкнуться с уличным противостоянием.
— Нужно понимать, что нынешний палестинский конфликт был изначально заложен уже с момента возникновения самой идеи создания Израиля, — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Это прекрасно понимали даже сами сионистские лидеры первой половины ХХ века.
Приведу выдержки из работ одного из идеологов сионизма Владимира Жаботинского «О железной стене» и «Этика железной стены», написанных им в 1923—1924 годах: «О добровольном примирении между палестинскими арабами и нами не может быть никакой речи, ни теперь, ни в пределах обозримого будущего… Ни палестинским, ни остальным арабам мы никакой компенсации за Палестину предложить не можем. Поэтому добровольное соглашение немыслимо… покуда есть у арабов хоть искра надежды избавиться от нас, они этой надежды не продадут ни за какие сладкие слова и ни за какие питательные бутерброды, именно потому, что они не сброд, а народ, хотя бы и отсталый, но живой. Живой народ идёт на уступки в таких огромных, фатальных вопросах только тогда, когда никакой надежды не осталось, когда в железной стене не видно больше ни одной лазейки… Земля принадлежит не тем, у кого её слишком много, а тем, у кого её нет. Отчуждить участок у народа-латифундиста для того, чтобы дать очаг народу-скитальцу, есть акт справедливости. Если народ-латифундист этого не хочет — что вполне естественно, — то его надо заставить. Правда, проводимая в жизнь силой, не перестаёт быть святой правдой».
Это к тому, что конфликты подобного рода являются экзистенциальными: их можно перевести лишь в то, что врачи называют «стадией ремиссии хронической болезни», но урегулировать полностью невозможно. И такие конфликты продолжаются до момента полного разгрома одной из сторон.
«СП»: Посольства Израиля всю ночь штурмовали в Турции, Иордании, Египте, Морокко, Тунисе, однако все в итоге успокоилось…
— Штурмы дипломатических представительств Израиля мне напоминают события «Культурной революции» в Китае, когда толпы цзаофаней устраивали шумные митинги перед посольством СССР в Пекине, вывешивая дацзыбао, в которых критиковался ревизионизм советских лидеров, горланя прославляющие товарища Мао речёвки, а также время от времени забрасывая здание подручными предметами. К чему-то серьёзному такие хулиганские акции вряд ли могли привести: ни одна страна, даже будучи в сильной ссоре с другой, не позволит себе допустить погрома дипломатического представительства своего недруга, потому что существуют определённые международные конвенции. Поэтому, на мой взгляд, это просто способ выпускания пара из перегретого котла, не более того…
«СП»: Лидеры Европы осудили удар по больнице, но не назвали виновного. Почему?
— Потому, что истинный хозяин случившегося находится не в Тель-Авиве, не в арабских странах и не в Европе. Ни для кого не секрет, что Вашингтон активно финансирует как Израиль, так и исламских радикалов Палестины, и в той ситуации, когда Ближний Восток всё больше перестаёт слушаться Дядюшку Сэма, тот и решил устроить нынешнюю бучу, чтобы остальным на планете стало неповадно.
«СП»: Изменится ли отношение простых европейцев к Израилю?
— Вряд ли. Хотя бы потому, что большинство простых обывателей происходящее за пределами их стран интересует намного меньше, чем нас: у них даже на центральных телеканалах в новостных выпусках объём международных новостей куда меньше, чем в странах бывшего СССР.
«СП»: Могут ли беспорядки повториться в Европе? В той же Германии евреям уже не рекомендуют носить иудейские символы, а на дверях неизвестные рисуют звезды Давида…
— В Германии много ближневосточных мигрантов. Да, они могут быть инициаторами беспорядков, но никак не сами коренные европейцы, которые слишком озабочены собственным благополучием.
«СП»: Европа долгие годы поддерживала Израиль из чувства вины за события Второй Мировой…
— Европа поддерживала и поддерживает Израиль потому, что в нынешних ближневосточных раскладах Тель-Авив является мощным фактором отвлечения исламского мира от от европейского и российского векторов своей политики. Не случайно же идею о создании еврейского государства в Палестине одним из первых высказал русский император Александр I: очаг напряжённости в подбрюшье Блистательной Порты мог бы сделать Стамбул куда более сговорчивым.
— Думаю, что такой удар по мирным жителям, как удар по больнице в Газе — это не просто военное преступление, к которым, к сожалению, обыватель приучен современными медиа, как к чему-то, что случается «время от времени», — говорит доктор философских наук, зав. кафедрой социологии и управления БГТУ им. В.Г. Шухова Михаил Игнатов.
— Это бесчеловечный удар по мусульманам всего мира. Условно белый человек, у которого хозяин США, показал всему арабскому миру свое истинное отношение. Причем показал в максимально доходчивой и грубой форме. Как такое можно забыть и простить? Да, митинги, прошедшие возле посольств Израиля — это стихийное выплескивание эмоций толпы. Толпа слабо управляема, не координируема и бессистемна, что с одной стороны может указывать на временный всплеск такого отношения к политике Израиля. Но сам масштаб нанесенного урона и оскорбления таков, что можно смело утверждать о дальнейшем ходе противостояния с коллективным Западом, представленным сейчас Израилем и теми, кого он не считает за людей.
«СП»: Может ли это повториться в Европе?
— Безусловно. Огромное количество выходцев с Ближнего Востока, проживающие в Европе, сохранили свою связь с малой родиной, сохранили свою культуру, религию. И они слабо управляемы правительствами Европы. И если не будет митингов, то акты терроризма будут совершенно точно. В общем-то, недавний инцидент в Брюсселе уже указывает на начало этого процесса.
«СП»: Власти Германии предупреждают евреев об опасности. Все так серьезно?
— С одной стороны правительство Германии проявляет тем самым «как бы» заботу — мол, не нарывайтесь на неприятности, от которых мы вас, очевидно, не можем защитить. А с другой, правительство Германии, что называется, указывает на тот факт, есть германцы и есть все остальные, в отношения которых вникать просто не хочет. Тем самым так же указывает истинное положение евреев в их обществе. Это еще не открытый антисемитизм, но то, что он есть, хоть и скрытый, очевидно. А так как он проявлен системно, на государственном уровне, то реализуется совершенно точно не маргиналами. Последние до таких карьерных высот обычно не добираются.
«СП»: Где еще в Европе наиболее серьезные антисемитские настроения. И где они будут сдержаны, а где могут вырваться?
— Вся северная Европа, скандинавские страны находится в зоне риска. Там, где большое количество мигрантов из стран Ближнего Востока, а они, как правило, переезжали в более экономически развитые страны Европы, не смогут себя долго сдерживать. Особенно учитывая то, как накапливались в последнее время «гроздья гнева» — вспомним хотя бы ряд случаев сжигания Корана. Отдельно стоит упомянуть Францию — страна полная пассионарного запала, социальной несправедливости и мигрантов.
«СП»: Европа все еще не изжила чувство вины за Холокост? Теперь что-то изменится?
— Официально да — чувство вины. Чуть менее официально — сионизм, легший в основу создания современного государства Израиль, родом из Европы 19-го века. Его автором является Теодор Герцль. Проще говоря, распространение идей сионизма, создание государства Израиль после Второй мировой — это западный проект, стран Европы и США. А так как Европа многим «обязана» США, вечная должница, то и поддержка государства Израиль шла не столько из-за «чувства вины», сколь из-за необходимости «уплаты долга» перед настоящим хозяином проекта «государство Израиль».
«СП»: Что, по-вашему, мир может позволить Израилю, а чего не простит никогда?
— Вопрос не в Израиле как таковом, а в тех кому выгодно израильско-палестинское противостояние. А это, очевидно, США. Именно США является «режиссером» Израиля. Поэтому Израилю будет позволено ровно то же самое, что позволено США, но, учитывая провалы проектов «война в Сирии», «война в Афганистане», «война на Украине», граница дозволенного будет сужаться. Другой вопрос, что сейчас важна для обывателя не истинная картина мира, а то, кто громче кричит о своем мнение. «Перекричать» медийную мощь США пока трудно.