Отец — коммунист, муж — имеет бизнес-интересы в России, сама — публичная русофобка. Кто на самом деле эта Кая?
Глава Еврокомиссии Урсула Фон дер Ляйен 17 сентября утвердила Каю Каллас на пост Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности. Эту должность экс-премьер Эстонии займёт вместо Жозепа Борреля, полномочия которого истекают 1 декабря. На данный момент Кая уже является заместителем Урсулы.
Кая Каллас — фигура загадочная. На юрфаке в университете города Тарту она предпочла получать образование на русском языке, хотя были варианты. Её однокашники утверждают, что позиционировала Кая себя так: я — не эстонка, я — не русская, я из Европы.
Все нулевые годы Кая посвятила личной жизни: выла замуж, развелась, затем родила сына от бывшего министра финансов Эстонии.
И лишь в начале десятых годов Кая решила пойти по стопам отца и заняться политикой.
Её отец, Сийм Каллас — член КПСС с 1972 года, тоже был премьер-министром Эстонии (в нулевые годы) и лишь примерно полторы недели назад завершил политическую карьеру, сдав мандат депутата Рийгикогу (парламента Эстонии).
Кая Каллас имеет репутацию отъявленной русофобки, однако если вдуматься, то чего-то совсем уж оскорбительного, в отличие от эстонских коллег, она о русских не говорила. Вовану и Лексу, которые выдали себя за дипломатов из Нигера, Каллас сказала, что «для русских война — это слава и новые территории», они от войны не страдают, следовательно — с ними лучше не связываться. И даже отказалась отвечать на вопрос пранкеров о своем отношении к СВО.
Ни для кого не секрет, что последний муж Каи Каллас ведёт бизнес в России, и это стало одной из причин, по которой первая в истории Эстонии женщина-премьер покинула кресло, после чего ушла на повышение в органы власти ЕС.
Интересно, что в годы премьерства Каи Каллас, которая публично призывала все граничащие с Россией страны ничего не покупать у русских, Эстония многократно увеличила закупки никеля у одноимённого норильского предприятия. И говорят, что, якобы, железнодорожники, которые осуществляли логистику металла из России, имели что-то вроде пароля: «Наша Кая ждёт эти вагоны».
О том, как изменится европейская дипломатия и безопасность после замены Борреля на Каллас, «Свободной Прессе» рассказал президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.
«СП»: Николай Маратович, насколько она эффективна в качестве руководителя?
— Вначале скажу, что никакой сенсации не произошло. Ещё в тот момент, как в Эстонии под Каллас стало гореть кресло, её запланировали призвать на смену Боррелю. В итоге — обсудили, утвердили, и Урсула Фон дер Ляйен провела 17 сентября процедуру оглашения.
О деловых качествах руководителя применительно к Кае Каллас говорить трудно. В Эстонии, после её отца и того поколения «советских» политиков, — последние полтора-два десятилетия сильных премьеров не было.
В этом просто нет особой необходимости. Половина законодательства и две трети бюджета Эстонии формируется в Брюсселе. Это — европейские деньги и европейские правила.
Современные функции правительства Эстонии — это функции главбуха Таллинского филиала Брюссельской корпорации.
Правительство Эстонии относительно самостоятельно может распоряжаться примерно такими же деньгами, как заместитель префекта одного из московских округов. Только у зампрефекта всё-таки больше полномочий по части написания программ — на что тратить.
Но и с этими небольшими деньгами Каллас умудрилась отличится в том смысле, что они куда-то делись.
Даже в Партии реформ, которую представляла Кая Каллас во главе правительства, её вспоминают нехорошими словами. И недавний уход её отца из Рийгикогу — свидетельство того, что ему там находиться было неприятно. Все на него смотрели не как на основателя этой партии, а косились, как на отца «той …», которая всё развалила и слиняла в Брюссель.
«СП»: Плохой бухгалтер — не значит плохой политик. История свидетельствует, что проблемы с арифметикой были у Бисмарка, Черчилля, Мао Дзэдуна и даже у Екатерины Великой.
— Многое зависит от того, как Кая Каллас себя поставит. На данный момент в ЕС исходят из того, что она не будет претендовать на роль второго человека в объединённой Европе, а просто станет добросовестно выучивать и озвучивать тексты, которые для неё напишут умные люди.
Я думаю, это эти умные люди правильно выбрали: Кая Каллас не преподнесёт им сюрпризов.
«СП»: С точки зрения воспитания Кая Каллас, выросшая в семье коммунистов, больше — русская, или эстонка?
— Само собой, она никогда не проколется на том, что русская. Она — публичная русофобка.
Что же касается эстонки… Представители современной эстонской элиты как-то осторожно дистанцируются от эстонцев, потому что настоящие этнические эстонцы до присоединения к СССР года были малограмотными крестьянами. А потом, кто не служил нацистам, — стали большевиками.
Главная карьерная цель любого политического эстонца — стать европейцем.
Кая Каллас плохо знает эстонские традиции. Когда она решила сделать фотосессию в национальных костюмах, то дело закончилось неприятностью. Знатоки фольклора с первого же взгляда на снимки распознали, что это были латышские и финские женские платья, а не эстонские. Они же разные! Но ни Кая Каллас, ни её костюмеры этого не знали.
Директор Института исследования проблем современной политики Антон Орлов высказал «Свободной Прессе» свое мнение о том, как отразится (и отразится ли) на России замена на позиции министра иностранных дел ЕС:
— Не думаю, что назначение бывшего эстонского премьера что-то принципиально изменит в отношениях России и ЕС. Кая Каллас известна своей антироссийской риторикой. Не исключаю, что её появление только добавит агрессивности репликам Евросоюза.
Но, честно говоря, если вспомнить деятельность и заявления предыдущих министров иностранных дел ЕС — Кэтрин Эштон, Федерики Могерини или уходящего в отставку Борреля, — то становится понятно, что они ничего принципиально не решали. Фактически данная должность — это лишь красивая табличка на двери пустого кабинета, современная синекура.
«СП»: Кадровый состав чиновников ЕС для России абсолютно безразличен?
— Любые кадровые изменения в таких крупных объединениях как Европейский Союз — это, конечно, новая возможность для нашей страны, которой нельзя пренебрегать.
«СП»: Что это за возможность?
— За русофобской риторикой экс-премьера прибалтийской страны могут скрываться комплексы и амбиции, а также желание отстроиться от своего мужа, имеющего бизнес-интересы в России.
Но при всем при этом, я бы не стал исключать ситуацию, в которой Кая Каллас, публично демонстрирующая тотальную русофобию, на самом деле окажется лицом, способным снизить напряжение между Россией и ЕС. Ведь выстраивание отношений с другими странами и такими крупными игроками, как Россия, на политической арене — это и есть прямая задача Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности, — сказал Антон Орлов.
Кая Каллас, фактически, потомственный дипломат. Ведь её отец-коммунист в свое время смог возглавить насквозь антикоммунистическую страну.