Лондон хочет видеть Европу, марширующую единым строем под единым знаменем — во имя американских интересов
Нейтральные страны, которые не являются членами НАТО, но пользуются «ядерным зонтиком», должны присоединиться к альянсу, считает глава Минобороны Великобритании Грант Шэппс.
«Некоторые европейские страны эффективно извлекают выгоду из присутствия НАТО, они пользуются преимуществами свободы, и все же не присоединяются к коллективному сдерживанию на континенте», — сказал он.
О каких конкретно странах идет речь, глава ведомства не сказал, но, как считает Politico, в первую очередь это касается Ирландии, Мальты, Австрии и Швейцарии.
Заявление Шэппса прозвучало после того, как он призвал нынешних членов альянса увеличить расходы на оборону до 2,5% ВВП. Как пишет издание, текущую цель в 2% ВВП достигли примерно две трети из 32 стран НАТО. Великобритания, в свою очередь, пообещала нарастить расходы на оборону до 2,5% ВВП к концу десятилетия.
За последний год в НАТО вступили Финляндия и Швеция, в числе кандидатов Босния и Герцеговина, Грузия и, конечно, рвущаяся в альянс Украина.
Военный эксперт Алексей Леонков заявлениями главы оборонного ведомства Великобритании не удивлен.
— Британцы давно ведут экспансивную внешнюю политику, после того как им передали в управление в зоне СВО. При этом если отслеживать заявления британских военных, министра обороны или главы МИД Дэвида Кэмерона, то они на грани фола — отправить войска, заставить Шольца отдать Киеву TAURUS, разрешить Украине бить поставляемым ими оружием по территории России и т. д. Список достаточно длинный.
Если говорить про этот очередной всплеск, то надо понимать, что «ядерный зонтик» — это достаточно условное понятие. То, что размещено в Европе, есть у двух стран, но у Великобритании ядерное оружие — на самом деле американское, и оно не в лучшем состоянии. Когда что-то требуют, то надо все-таки иметь что-то собственное. Например, у Макрона такое оружие есть, оно французского производства.
Здесь речь не о том, что «вступайте к нам и вы получите защиту», а о том, чтобы вся Европа стало монолитной, единой. Есть страны, не придерживающиеся единства, основанного на так называемой евроатлантической безопасности, которая по сути является безопасностью только для одной страны, США — за счет государств, которые находятся в Европе.
Чувствуя, что не хватает мощностей и времени, чтобы перевооружить альянс, надо включить в НАТО страны, которые находятся на территории Европы, но не участвуют в авантюрах. Прежде всего, интересуют ресурсы, в том числе финансовые.
Еще один фактор — чтобы монолитность и единство не допускали нейтральность стран, потому что внеблоковые государства, по мнению ястребиного крыла, желающего воевать с Россией, это прецедент, который может вызвать давление на Европейский союз и привести к его развалу или отсутствию единых мнений.
Поэтому всех надо под один знаменатель, все должны ходить под ружьем, потому что их «защищают от страшной России». Так будет формироваться евроатлантическая безопасность.
Кэмерон выступил с декларацией по этому поводу, а дальше пойдут различные технологии по привлечению этих стран в блок НАТО. Со Швецией и Финляндией им же удалось сделать. А это были две нейтральные страны. Поэтому Кэмерон ратует за то, чтобы Европа стала единым военным альянсом, где интересы государств ниже по уровню, чем общая евроатлантическая безопасность. Кэмерон это декларирует, чтобы предупредить такие страны, что они следующие после Финляндии и Швеции.
«СП»: Каковы шансы Грузии и БиГ, особенно после последних событий в этих странах, сложной политической обстановке?
— Это же все некие программные решения. В 2019 году была утверждена концепция, которая стала стратегией для блока НАТО. Называется она «NATO 2030». В ней прописан целый раздел о расширении НАТО, добавлении в него новых членов, по отношению к которым даже будет упрощена процедура приема.
Кстати, это касается не только стран, которые находятся в Европейском регионе, но и тех, кто может находится в Африканском, Азиатском, Дальневосточном. Там нет границ. Этим альянс заявил, что у него границ для расширения нет — главное, чтобы все исповедовали евроатлантическую безопасность, чтобы были едины и подчинялись руководству блока.
Украина ведет конфликт. Грузия на грани внутреннего конфликта и у нее есть территориальные споры с Россией по поводу Южной Осетии и Абхазии, где стоят российские миротворцы. Принятие страны с таким багажом чревато тем, что НАТО будет напрямую вмешиваться в конфликт.
История с украинским конфликтом показывает, что прямое вмешательство реально угрожает безопасности еще не закончившегося строительства обновленного блока НАТО. Но надо, чтобы работа все равно продолжалась, ведь в программе закрепили то, что должны быть новые члены — значит, надо выполнять. Чем интересны стратегии, которые принимаются в НАТО, так это тем, что они независимо от внешних и внутренних факторов всегда неукоснительно выполняются.
«СП»: Для Украины вступление в НАТО так и будет оставаться морковкой или все-таки альянс пойдет на ее принятие, даже против собственных правил?
— Нет, они ее никогда не примут. Она нужна им, чтобы максимально ослаблять Россию, чтобы они успели закончить перестройку блока НАТО.
Украина оттягивает на себя огромное количество ресурсов, которые необходимы для перевооружения НАТО, и это, конечно, раздражающий фактор, но ее уже бросить не могут. С ней будут еще некоторое время носиться. Пока это будет выгодно. Если она как государство прекратит свое существование, а всё к этому идет, то есть запасные варианты, сценарии с локальными конфликтами против России, которые можно запустить, чтобы эти конфликты максимально нас сдерживали.
Такой был расчет, но как показывает действительность, он не срабатывает. Россия не ослабевает, экономика работает, а западная экономика наоборот, ввязавшись с этот конфликт, испытывает серьезную депрессию в виде экономических кризисов, сложностей, связанных с перевооружением армий, а главное, с комплектацией этих армий опытными военнослужащими.