НАТО готово к консультациям, но не к военным действиям
В Саудовской Аравии прошли экспертные консультации России и США. По словам министра иностранных дел Сергея Лаврова, в Эр-Рияде в первую очередь обсуждали вопросы безопасного судоходства в Черном море. Однако вопросы перемирия тоже были на столе.
Говоря о диалоге по Украине, представители российской делегации отметили, что позиции сторон не всегда совпадают, но следует искать форму взаимодействия. И такая возможность появилась.
Дипломатия всегда кулуарна и проходит за закрытыми дверями. Что остается за кадром? О чем умалчивают официальные источники? На эти вопросы в студии «СП ТВ» отвечает доктор исторических наук Николай Платошкин.
«СП-ТВ»: Все чаще приходят на память слова американского политика Генри Киссинджера, который, любил говорить: «Враждовать с Соединенными Штатами опасно, а дружить — смертельно опасно». Дональд Трамп обещал прекратить российско- украинский конфликт еще до вступления во власть. После инаугурации прошло больше двух месяцев, но бои не прекращаются. Более того, США продолжают поставлять Украине разведданные. Не ясен и вопрос с поставкой вооружений. Вам не кажется, что США ведут двойную игру?
— Переговорный процесс все-таки пошел. Еще полгода назад об этом и речи не было. Американцам удалось сдвинуть процесс с мертвой точки. Но, как вы понимаете, смысл есть только в одном варианте — прекращении огня. Пока речь идет о перемирии на 30 дней, потом его можно продлить, и после этого вести речь об окончательном урегулировании конфликта. Но если речь идет о продолжении боевых действий на земле, а стороны замораживают боевые действия только в Черном море, это ни о чем.
Прямые ссылки передачи в RuTube, VK, YouTube
Смотрите все передачи СП-ТВ
«СП-ТВ»: Допустим, мы соглашаемся на перемирие. Но на Украину заходят войска НАТО под видом миротворцев или якобы для охраны гражданской инфраструктуры. То есть воинский контингент НАТО, по сути, оказывается у нас под боком. А если перемирие вдруг будет нарушено? Не наступаем на те же грабли, которые носим с собой со времен соглашений «Минск-1» и «Минск-2».
— Общественное мнение Европы будет резко против такого варианта развития событий. Потому что любой убитый на Украине англичанин или француз автоматически приведет к свержению правительства. И никогда европейцы не разместят свои войска вблизи линии фронта. Потому что Европа не хочет воевать: там слишком привыкли к сытой спокойной жизни и не готовы получать цинковые гробы из далекой Украины. Да и такого боевого опыта, как у армии России или той же Украины, у них нет. И они это прекрасно понимают.
«СП-ТВ»: США заявили, что выходят из руководства блоком НАТО, либо не будут больше назначать своего представителя главкомом объединенных вооруженных сил блока. Не наступает ли время для трансформации альянса и создания новой системы коллективной безопасности в Европе? Не проще договориться с соседями, чем оглядываться на Трампа?
— Во-первых, я не уверен, что Дональд Трамп отбудет до конца свой президентский срок. Это раз. В любом случае это его последний срок. Европа держит в уме такой вариант: после Трампа могут прийти к власти в США другие люди, и всё будет как раньше. Во-вторых, промежуточные результаты нашей внешней политики привели к тому, что страны НАТО резко усилились. В Североатлантический альянс вошли Швеция, Финляндия.
Это очень сильные в военном отношении страны, потому что у них осталась наша советская система подготовки кадров. И большой мобилизационный резерв. Люди подготовлены, они знают, в случае чего, в какую часть им явиться и чем конкретно заняться. Шведы могут за неделю поставить под ружье 350 тысяч человек. К тому же у шведов прекрасные корабли и катера.
К чему я это говорю? Финляндия, Швеция были нейтральными. Индия вообще в советское время была союзником СССР. То есть в случае столкновения с НАТО, она была бы на нашей стороне. Сейчас ситуация резко изменилась. Союзников у нас в Европе, по сути, нет.
«СП-ТВ»: То есть вы не исключаете вооруженный конфликт с НАТО?
— Что такое НАТО? Если на одну из стран альянса совершается нападение, согласно 5-му пункту Устава остальные страны должны выступить единым блоком против агрессора. Но на деле в НАТО все заканчивается консультациями. Такой случай был: в 2015 году турки сбили российский самолет над Сирией, и наши начали высказывать претензии. Турки попытались сделать вид, что наш самолет попал в их воздушное пространство, и тем самым мы совершили акт агрессии. В НАТО быстренько собрались, провели консультации, и обе стороны конфликта были посланы далеко. А еще, помните, ракеты, якобы сбитые над Украиной, попали на территорию Польши? Так Варшава сама отказалась от консультаций.
«СП-ТВ»: Для чего тогда Европа наращивает свой военный потенциал?
— В надежде, что после Трампа все будет, как при Байдене. А во-вторых, военные заказы — это серьезные деньги, бизнес.
«СП-ТВ»: Давайте вернемся к мирным переговорам. Как, по-вашему, будет решен вопрос территорий?
— Насколько мне известно, американцы сейчас изо всех сил выкручивают руки Украине на переговорах, чтобы их войска отошли за пределы тех четырех регионов, которые по Конституции России являются нашими территориями. А вот смогут ли они их дожать, и, если да, в обмен на что? Это главный вопрос.
«СП-ТВ»: Какой мирный план, по-вашему, окажется самым эффективным? План Трампа, какой-то европейский либо некий третий?
— Я думаю, что прекращение огня, которое предлагает Трамп — это хорошо. Но победит в конце концов тот план, который предусматривает добровольное сближение, воссоединение России и Украины. Потому что именно так наши страны избегут последующей вражды и между собой, и во всем мире.