Администрация Трампа обозначила нынешние контуры своих интересов

Администрация Дональда Трампа как-то непривычно тихо в минувшую пятницу опубликовала новую «Стратегию национальной безопасности».
Предыдущая версия, утвержденная при Джо Байдене в 2022 году, исчезла с сайта Белого дома. Западные комментаторы отмечают: новая Стратегия отходит от доктрины «глобальной конкуренции великих держав» в пользу курса, сосредоточенного на «возвращении к национальным интересам».
Документ, значительно короче предыдущей стратегии 2022 года (33 страницы против 48), в нем значительно мягче отношение к России и Китаю, почти не упоминается Африка и Ближний Восток.
Украина — больше не приоритет
Одно из наиболее значительных изменений касается России и украинского кризиса. Если в 2022 году Россия рассматривалась как «непосредственная и постоянная угроза», проводившая «империалистическую внешнюю политику», то в новой стратегии эта воинственная риторика полностью отсутствует.
Стратегия-2022 декларировала поддержку Украины «столько, сколько потребуется» для «стратегического провала России», а в новой Стратегии ничего подобного и близко нет.
«Восстановление стратегической стабильности» названо одним из главных приоритетов внешней политики США в Европе, включая дипломатическое урегулирование отношений для снижения рисков конфликта.
Ключевым интересом США названо «прекращение военных действий в Украине через переговоры» с целью «стабилизации экономики европейских стран» и «обеспечения возможности послевоенного восстановления Украины для ее выживания в качестве жизнеспособного государства».
Таким образом, США выступают за завершение конфликта на Украине через переговоры, минимизацию рисков российско-европейского противостояния, «предотвращение непреднамеренной эскалации или расширения войны* и восстановление стратегической стабильности в отношениях с Россией».
В отличие от предыдущего документа, новая Стратегия не содержит упоминаний о военной помощи Киеву и планах по остановке «российской агрессии». Также новая Стратегия не упоминает внутреннюю политику России, что является еще одним очень заметным отходом от прежней риторики.
Снижение американской вовлеченности в регион фактически предоставляет России карт-бланш на усиление своего влияния в постсоветском пространстве. Это может привести к «дипломатическому откату», когда прагматизм и учет российских интересов станут доминирующими в отношениях этих стран с Вашингтоном и Москвой, прогнозирует Politico.
Европа в «цивилизационном упадке»
Документ содержит максимально жесткие высказывания в адрес Европы, обращает внимание Economist. В частности, стратегия говорит о ее «цивилизационном упадке». А европейские чиновники критикуются за «нереалистичные ожидания от войны». Белый дом видит свою роль в том, чтобы «содействовать восстановлению отношений между Европой и Россией для снижения риска конфликта».
— Краткое содержание таково: 1) Украина не может победить; 2) Украина продолжает сражаться только потому, что Европа препятствует установлению мира; 3) Европа подавляет демократию во имя конфликта; 4) Европе нужно прекратить конфликт, чтобы восстановить демократию, — комментирует профессор Института России при Королевском колледже Лондона Сэм Грин.
— Стратегия национальной безопасности Трампа: сделать Европу снова белой, — иронизирует редактор Economist Шашанк Джоши (кстати, сам индус). — Эта стратегия национальной безопасности гораздо жёстче по отношению к Европе, чем к России. В ней нет ни слова об угрозе со стороны России или о сдерживании, только о том, что «восстановление стратегической стабильности» является приоритетом. Европа представлена как главная угроза свободе.
Стратегия провозглашает курс США на отстаивание «подлинной демократии» в Европе и отмечает «растущее влияние патриотических европейских партий». Целью США на европейском треке провозглашается «помочь Европе скорректировать ее нынешнюю траекторию».
Reuters ранее писал, что вице-президент Джей Ди Вэнс, несколько раз встречался с лидерами «Альтернативы для Германии». А затем жестко критиковал решение властей Германии, которая признала партию «правоэкстремистской». Ди Вэнс написал, что партия является «самой популярной в Германии… а бюрократы пытаются ее уничтожить».
С Китаем — конкуренция вместо конфронтации
Несмотря на признание Китая «самой серьезной долгосрочной угрозой», формулировки стратегии Трампа в отношении Пекина «осторожны и далеки от провокационных». Администрация обещает «восстановить баланс в экономических отношениях Америки с Китаем, уделяя приоритетное внимание взаимности и справедливости», а также призывает «поддерживать подлинно взаимовыгодные экономические отношения». Документ также выражает стремление «предотвратить войну в Индо-Тихоокеанском регионе», обращает внимание Politico.
В целом же, как прямо указывается в Стратегии, во главу угла администрация Трампа теперь ставит «возвращение к национальным интересам». Обязательства США по обеспечению глобальной безопасности снимаются, уходят в прошлое мертворожденные альянсы и союзы (типа AUKUS и Quad).
Это означает, что союзники, включая членов НАТО, должны будут брать на себя значительно больше ответственности за свою безопасность, возможно, пересматривая свои оборонные стратегии и отношения с другими державами.
Обновленная Стратегия США вызвала в Европе и на Украине если не шок, то состояние, близкое к этом. Евро-«ястребы» в ярости — воевать с Россией они намеревались только в связке с Америкой. А Зеленский, похоже, начинает понимать, что лично на нем за океаном поставили крест.
* Имеется в виду специальная военная операция (СВО)





















