Начальники плохими и надменными не рождаются. Как они такими становятся?
Увольнение главы района — событие рядовое, однако отставка руководительницы Кореневского района Курской области Марины Дегтярёвой попало в топ федеральных новостей, потому что, судя по всему, её уволили за чванство. А такое происходит у нас не часто.
В Сеть попало видео со встречи Дегтярёвой с переселенцами из пострадавших от вторжения Украины территорий. Зал был полон. Очевидно, что у людей накопились вопросы, касающиеся размещения, социальных выплат и так далее. Но чиновница с трибуны заговорила о другом:
— Начнем, конечно же, с медали, которую дали не только мне, а дали всем главам приграничных районов…
Ее прервал возмущённый гул в зале, свист и смех.
После этого инцидента губернатор области Алексей Смирнов, который также присутствовал на встрече, предложил Дегтяревой уйти в отставку. Ранее был уволен глава Суджанского района Александр Богачев. И тоже из-за того, что население было недовольно им.
Высокомерие чиновников выпячивает даже в экстремальной ситуации, в которую попало курское приграничье. Что уж говорить об обычных мирных регионах.
Ещё одно видео с чиновником — уже из Забайкальского края — не менее потрясло общество. Губернатор Александр Осипов поковырялся в носу и вытер палец о плечо главы лесничества Елены Шаляпиной в то время, как она ему докладывала о ситуации с лесными пожарами.
Сделал он это так естественно, что даже сам не заметил. И когда через день-другой поднялся скандал — искренне заявил, что не помнит этого эпизода.
Только когда Осипову показали видео, и он посмотрел со стороны на этот эпизод — публично передал извинения перед Шаляпиной.
Многие вещи, которые нам кажутся недопустимыми, неприличными, для чиновников — в порядке вещей.
Можно было бы выпустить массу критических стрел в районную начальницу и краевого губернатора, если бы не печальное обстоятельство — они не одни такие.
— Заносчивость — болезнь российского чиновничества еще с царских времён, — сказал «Свободной Прессе» председатель Русского литературного общества Александр Чистяков. — Мы все говорим о глубинном государстве в США, а вот это пренебрежение чиновника к обычному человеку — есть «глубинная Россия». Не надо быть приближенным к царю, генеральному секретарю или президенту — достаточно стать лишь на ступеньку выше, чем другие — и это уже попёрло.
Социальный психолог Александр Черников даёт такое объяснение этому неприятному феномену:
— Мы часто видим, как хороший человек, волею судьбы или по распоряжению начальства поднявшийся по социальной лестнице, быстро меняется не в лучшую сторону.
Он начинает вести себя как барин, а то и как царек местного значения: много себе позволять, смотреть на простых людей свысока, хамить им, постоянно подчеркивать разницу между собой и прочим «быдлом».
«СП»: Почему так?
— Каждый человек хочет самовыразиться, выделиться из толпы, хочет, чтобы его заметили. Это нормально.
Среди равных себе он может выделяться талантом, усердием в учебе и работе. Или — оригинальничать с одеждой, поведением, необычным лексиконом.
А став чуть повыше — он уже может меньше думать о самосовершенствовании. В частности, зачем ему думать о своём поведении, если он уже и так выше? Дальше всё зависит от того, сколько в нём человеческого.
Те, кого власть сделала хуже, живут в рамках своей иерархической логики — возвышаться за счёт подавления остальных. Если вышестоящие — люди нормальные — они одёрнут его. Или уволят. Если нет…
Перейдя на новую социальную ступеньку, человек попадает в круг таких же, но уже более опытных, он волей-неволей вынужден подстраиваться под своих «товарищей по классу», чтобы соответствовать статусу. А значит, — перенимай опыт старших товарищей, смотри, как они себя ведут с «быдлом», и делай так же.
Да и само общество портит начальников. Подчиненные «большого господина» тоже ведут себя соответствующе — подобострастно, угодливо и льстиво.
«СП»: Русское чиновничество отличается, допустим, от зарубежного?
— Нас отличает поголовно-народная любовь к публичной демонстрации благополучия. Эдакая лихая удаль, купеческий размах. Любовь к демонстрации наград и дорогих украшений, фотографий в обнимку со знаменитыми людьми, рассказы о зарубежных поездках, о важных встречах и т. д. Доходит даже до позолоченных унитазов, как символов благополучия, — констатирует Александр Черников.
Писатель Александр Чистяков, в свою очередь, полагает, что рецепт борьбы с чванством уже дал Владимир Путин:
— Президент предложил создавать новую элиту из участников СВО, и уже есть первые ласточки. И правильно. Офицер, которого солдаты раненым выносили с поля боя, никогда не будет пренебрежительно относиться к нижестоящим, — сказал председатель Русского литературного общества.