Запад хочет подставить Молдавию под ядерный удар
Кишинев приветствует предложение Парламентской ассамблеи ОБСЕ трансформировать миротворческую миссию на Днестре в международную гражданскую, считая, что необходимо полностью демилитаризировать неподконтрольную территорию. «Это хороший способ, чтобы в том числе эвакуировать российские войска из зоны безопасности и Приднестровского региона», — заявил журналистам премьер-министр Молдавии Дорин Речан.
Парламентская ассамблея ОБСЕ на 30-й ежегодной сессии предложила начать дискуссию о преобразовании миротворческой операции в Приднестровье в гражданскую миссию под международным мандатом. А Россию и ПМР спросили? Нужны ли нам там ОБСЕшники, которых ранее не раз брали с поличным в помощи антисербским силам в Косове, антироссийским в Донбассе? Или провокаторы из штаба в Вене думают, что Россия сильно занята Украиной и махнет рукой?
— Они искренне считают, что роль и влияние Москвы в регионе за последний год уменьшились настолько, что им можно пренебречь, — считает исполнительный директор молдавского филиала «Изборского клуба», политолог Владимир Букарский.
«СП»: Что собой сейчас представляет миротворческая миссия? Как она формируется? Насколько эффективна? Нужна ли вообще?
— В настоящее время в составе миссии совместный миротворческий контингент из воинских подразделений от России, Молдавии и Приднестровья, а также военные наблюдатели от Украины и ОБСЕ. Именно потому, что в регионе находятся вооружённые миротворцы, там уже более 30 лет не стреляют. Это одна из самых успешных миротворческих миссий в истории.
«СП»: А чем будет отличаться гражданская миссия? Что это такое вообще?
— Она будет ездить и спрашивать, все ли в порядке. Именно такая гражданская миссия не смогла предотвратить вооружённый конфликт в июне 1992 года.
«СП»: Чего в ОБСЕ хотят от Приднестровья?
— Застолбить за собой этот регион. В ОБСЕ не сомневаются, что Россия отсюда уйдёт либо добровольно, либо под силовым давлением.
«СП»: Удастся под шумок протолкнуть эту идею? Или мы им не позволим в любом случае? Тогда на что они рассчитывают с этими заявлениями? Просто воздух сотрясти?
— Расчёт тут исключительно на то, что Россия будет изолирована от влияния на регион и не сможет сохранить здесь свои позиции.
«СП»: А что с переговорами? Ранее вице-премьер Молдавии Серебрян заявлял: у Кишинева и Тирасполя нет формата для переговоров. Что это значит? Никаких переговоров до завершения СВО? Или он имеет в виду, что возможна новая война в Приднестровье, которая изменит конфигурацию?
— Он имеет в виду, что Украина отрежет Приднестровье от России, и тогда Тирасполю можно будет навязать любой план урегулирования…
— Оперативная группа российских войск в Приднестровье насчитывает 1700 человек и действует с 1995 года, — напоминает военно-политический эксперт Владимир Сапунов. — До этого, с 1992-го, российский военный контингент действовал в составе Совместных миротворческих сил — с молдавскими военнослужащими и украинскими наблюдателями — и насчитывал примерно 6,5 тысячи человек.
В свою очередь, вооружённые силы Приднестровской молдавской республики насчитывают 15 тысяч человек, а в случае мобилизации могут быть увеличены до 80 тысяч — за счёт резервистов и Народного ополчения. Действуют мотострелковые, артиллерийские, авиационные части, войска ПВО и спецназ, тыловое обеспечение. Армия функционирует на смешанной основе — в республике действует всеобщий призыв (срок службы составляет год), другую часть составляют контрактники. Работает Тираспольское Суворовское военное училище.
«СП»: Желающие сменить формат Москву спросили? А Тирасполь? Кто и как решает насчет миссии?
— Не спросили. А ни Москве, ни Тирасполю это не нужно. Поэтому любые разговоры останутся сотрясением воздуха. Все решения о нахождении войск будут принимать Россия и ПМР. И ОБСЕ сейчас уже абсолютно не при чём, после того как их миссия полностью дискредитировала себя в Донбассе. Но она не играла роли в «Транснистрии» и до этого. Ведь по документам Стамбульского совещания ОБСЕ Россия должна была вывести войска из ПМР до 2001 года. К счастью, сделано этого не было.
«СП»: Зачем это нужно ОБСЕ? Они хотят своих людей туда направить? Чем известна ОБСЕ деятельностью в зоне конфликтов, кроме сбора в пользу ВСУ разведданных в Донбассе? Провокациями в Косове? Теперь «миротворцы» хотят пошпионить или замутить новый конфликт в Приднестровье?
— Вы совершенно правы. От миссии ОБСЕ в Донбассе для нас был исключительно вред. Когда наши войска входили, скажем, в Северодонецк, то в дневниках наблюдателей ОБСЕ там обнаружили обширную информацию о передвижениях российских и луганских военных частей. Вплоть до того, кто где и когда обедает. Откровенный шпионаж. В Косово ОБСЕ и глава её миссии там Уильям Уолкер сыграли одну из ведущих ролей в организации провокации в селе Рачак в январе 1999 года. С якобы массовым убийством мирных жителей. Что стало формальным поводом для начала агрессии НАТО против Югославии. И сейчас ОБСЕ играет в де-юре автономном крае Косово крайне деструктивную роль, всячески помогая полукриминальным властям в Приштине. И организационно, и финансово. «Развитие демократических институтов и свободных СМИ», как они это формулируют. Согласитесь, трудно выдумать что-то смешнее.
«СП»: Нужна ли вообще эта миссия? 30 лет там не стреляют. Да и миссия чисто символическая по количеству личного состава и вооружения…
— Тем не менее это единственный способ избежать повторения события 1992 года. Само по себе присутствие российских войск должно быть гарантией, что деструктивные силы в Кишинёве, Бухаресте и на Западе в целом не решат повоевать в ПМР. Или хотя бы нацелиться на гигантский склад с оружием в Колбасной.
«СП»: Каковы сейчас реальные опасности для Приднестровья? Кишинев попытается «навести конституционный порядок»? В каком случае это возможно? Или нападение со стороны Украины?
— Сама по себе молдавская армия сейчас очень слаба и существует больше на бумаге. А вот Киев и Бухарест, их западные хозяева вполне могут не только устроить диверсии «под чужим флагом», но и развязать полномасштабные боевые действия.
«СП»: Миротворцы и ВС ПМР смогут отразить атаку? Для России реально перебросить туда войска?
— Без ответа никакие вражеские вылазки в Приднестровье, конечно, не останутся. Однако наши силы там действительно весьма ограничены. Отразить атаку многочисленной воинской группировки, если неприятель её сколотит, будет очень сложно. Потому что подкрепление туда высадить фактически нереально. О таком можно говорить только в случае освобождения Одессы. Поэтому чтобы реально помочь — на 100% вероятно применение тактического ядерного оружия. И если Запад все-таки захочет спровоцировать нас на такое — лучшего варианта, чем сделать это в Приднестровье, придумать трудно.