Чем рискует Белград, заигрывая с Вашингтоном
НАТО дожимает Сербию, втягивая её в антироссийский блок. Недавний трехдневный Столтенберга в Белград весомое тому доказательство. Генсека встречали, как дорогого гостя: красной дорожкой, парадным маршем и почетным караулом. Не исключено, что в ожидании некоего интересного предложения.
И оно последовало во время продолжительных переговоров Столтенберга с сербским президентом Вучичем за закрытыми дверями. Как сказал потом натовский босс на встрече с журналистами, которую транслировала его пресс-служба, обсуждалась «возможность проведения совместных военных учений». Что лично генсека «очень порадовало». Он не преминул подчеркнуть, что данный факт не означает подрыва нейтралитета Сербии, которая «останется страной вне военных блоков».
В этом все больше сомнений. Хотя бы потому, что совместные с альянсом маневры проводятся Белградом все чаще, и их масштабы (число участников с обеих сторон и задач, сроки проведения) только растут. Сербия проводит военные учения и Россией, но в разы реже, чем с натовцами. И вряд ли дело только в удаленности от нашей страны.
По результатам регулярных опросов общественного мнения, 80% сербов выступают против заигрывания с НАТО. Почти две трети более позитивно относятся к России, нежели к ЕС, США и альянсу.
А НАТО завлекает Белград в свои ряды не первый год — под разными предлогами. Главный из них у начальствующих персон данной организации — «чтобы предотвратить новые конфликты». Как пояснил на встрече с Вучичем всё тот же Столтенберг, блок имеет совместную с Западными Балканами историю после 1990-х, поэтому «инвестирует в безопасность региона».
Когда знаешь, с чьей подачи разгорелся и много лет полыхал в этом регионе пожар, унесший тысячи жизней мирных людей, разваливший экономически благополучную страну под названием Югославия, становится не по себе от новых натовских заверений «поддерживать порядок» в тех краях.
Но что же Вучич — не понимает рисков, заигрывая с блоком? Надеется, что сближение с его руководством приблизит Сербскую Республику к вступлению в ЕС, которого она ждет с 2012 года? С первых дней своего президентства (с июня 2017-го) он, что ни скажет и ни сделает, всё с оглядкой на Запад.
— У Александра Вучича нет другого выбора, как лавировать между Россией, США и ЕС, — считает Андрей Манойло, доктор политических наук, профессор факультета политологии МГУ. — Сербия расположена, образно говоря, на перекрестке дорог. В одиночку там трудно «держать равновесие». Нужно искать поддержку, сильное крыло. Что Вучич и делает, судя по его поведению.
«СП»: Такой способ выживания в окружении врагов?
— В Сербии понимают, что России сейчас точно не до помощи, Москва завязана на противостоянии с НАТО. Так что Вучич будет продолжать «прогибаться» перед Западом и постепенно сближаться с альянсом.
«СП»: Его коллега и сосед — премьер Венгрии Виктор Орбан как-то обходится без этого. Хотя тоже ведь — один в поле воин.
— Европейским интересам Венгрия особо не изменяет. Против ЕС не идет. При этом старается сохранять нормальные деловые отношения с Россией. Это не делает ее пророссийской. Отношения с нашей страной у Орбана и его министров замешены исключительно на деловых интересах. Дружба, построенная на выгоде. Это неплохо. Но с чисто политической точки зрения, в принципе, мало что дает нам.
Свое мнение у Вячеслава Тетёкина, доктора наук, депутата Госдумы VI созыва (фракция КПРФ).
«СП»: «Мягкая сила» НАТО по отношению к президенту Сербии, кажется, дает результаты: Вучич сближается с альянсом…
— Никакой мягкой силы тут нет. Сейчас вообще другие методы ведения войн — мы называем их гибридными. Натовцы по-прежнему, как и пять, и 10−15 лет назад, нависают над сербами. Вспомним: как только сербское население в Косово заявило о попытках ущемления их прав на этой территории (исконно родной!), войска альянса тут же дали понять, что будут стрелять по ним.
То есть ничто никуда не делось, начиная с 1999 года, когда натовские летчики бомбили Белград. И по факту часть Сербии не первый десяток лет находится в оккупации — я имею в виду часть Косово. С одной стороны, там албанские националисты, с другой — группировка косовских сепаратистов…
Что касается поведения сербского президента, то к нему нужно относиться с пониманием. Его республика находится меж двух огней. И в отличие, например, от Белоруссии, у неё нет общей границы с Россией. Приходится, как говорится, сидеть на двух стульях, поддерживая отношения как с ЕС, так и с РФ. Плюс еще и с НАТО. Что, конечно, не вызывает симпатии. Многие в Сербии, как известно, недовольны такой политикой своего лидера. Но нельзя не учитывать реалии.
В целом, если оценивать деятельность сербского президента в нынешней геополитической ситуации, то для России больше все-таки «плюсов».
«СП»: Кремль что-то предпринимает для укрепления связей с этой страной?
— В Белграде сейчас нет мощной пророссийской силы, как было во времена СССР. Сам сербский президент старается поддерживать контакты с Москвой.
В частности, регулярно приезжает на наш главный праздник — День Победы. В то время, когда представители некоторых республик СНГ его игнорируют…
Попытки поддержать пророссийски настроенное сербское население с нашей стороны есть. Не всё, к сожалению, получается. Это давняя проблема нашей внешней политики. В свое время заявляли на весь свет, о том, какие у нас хорошие друзья на Западе…
«СП»: А они по отмашке янки в одночасье переобулись…
— Да, стали нашими врагами. Вот только сейчас, когда часть стран Азии, Африки и Латинской Америки не поддержали антироссийскую резолюцию ООН, выяснилось, что в мире немало государств, дружески настроенных по отношению к РФ. Их будет, я уверен, еще больше. Хотя мы их в 1990-х оттолкнули было от себя.
Но положительные подвижки в этом деле наметились. Будем, уверен, и дальше прирастать истинными и, главное, верными друзьями.