Рига намерена «экспроприировать» авто с российскими номерами
Россия готова принимать и асимметричные действия в ответ на намерение Латвии конфисковывать автомобили у россиян и будет концентрироваться на болезненных для прибалтийских стран ограничительных мерах в экономике, которые касаются транзитных перевозок через порты и закупки товаров, заявил директор второго европейского департамента МИД России Сергей Беляев.
«Как уже не раз подчеркивалось руководством нашей страны, на творящийся в Прибалтике правовой беспредел продолжим принимать ответные меры, в том числе асимметричного характера», — сказал он в интервью РИА «Новости».
«Особое внимание и впредь намерены уделять болезненным для прибалтов ограничительным мерам на экономическом направлении, имея в виду прекращение транзитных перевозок через прибалтийские порты и закупок товаров. Принятые российской стороной контрмеры уже сильно ударили по бюджетным поступлениям Латвии, Литвы и Эстонии», — отметил он.
Ранее стало известно о том, что МИД РФ рекомендует россиянам не посещать Латвию, где приняли поправки к закону о конфискации зарегистрированных в России автомобилей.
— Согласно закону, машину нужно будет перерегистрировать в Латвии (т.е. перейти с российских номеров на латвийские), либо вывезти автомобиль за пределы страны, — поясняет советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Исключение будет делаться для машин, следующих транзитом, но и они должны покидать территорию Латвии в течение суток. Мера направлена в первую очередь против проживающих в Латвии граждан РФ, которые зарегистрировали свои авто в России. Сегодня в Латвии проживает почти 38 тысяч граждан России — немаленькая цифра для этой страны.
В целом, это очередная мера давления на русскоязычных жителей Латвии, а конкретно на тот их сегмент, который обзавелся российскими паспортами, и может рассчитывать на полноценную поддержку со стороны российского государства. Понятно, что эти люди рассматриваются властями Латвии как подозрительный и нежелательный контингент.
«СП»: Много ли россиян передвигаются по Латвии на машинах с российскими номерами? Что они потеряют?
— В данном случае речь идет в первую очередь о гражданах РФ, постоянно проживающих в Латвии. Т.е. это в первую очередь местные русские, например, военные пенсионеры, оформившие гражданство, чтобы получать из России пенсию.
Что касается россиян, едущих в Латвию на автомобиле с территории РФ, то таких сейчас вряд ли много, учитывая, что Латвия и так максимально усложнила процедуру въезда. Тем не менее, такие люди тоже есть.
Те, кто имеет родственников в Латвии или у кого остались там какие-то деловые контакты. Этим людям придется пересаживаться на автобусы, пока Латвия не закрыла и эту возможность.
«СП»: А Латвия что-то потеряет от отсутствия россиян?
— Что-то, конечно, потеряет, но на фоне общих потерь от разрыва экономических связей с Россией это уже копейки.
«СП»: Как на это посмотрят в ЕС? Или Латвия для Брюсселя — это подопытный кролик, на котором проверяют то, что потом подхватят остальные в случае успеха?
— Совершенно верно. На Латвии и Прибалтике в целом обкатывают технологии противостояния с Россией и прощупывают те самые «красные линии» — насколько далеко можно зайти?
«СП»: «Ответки» не боятся?
— Если бы Латвию действительно страшили экономические последствия, она бы не проводила ту политику, которая сейчас проводится. Инструментов воздействия на Ригу у России мало.
«СП»: А как тогда понимать заявление МИД? Просто для «красного словца»?
— Думаю, это в большей степени дань дипломатической риторике. Напугать Латвию экономическими ограничениями практически невозможно.
— Судя по всему, большого экономического смысла в действиях Риги нет — через четыре автомобильных пропуска на латвийской границе проходит совсем небольшой трафик, как «окно в Европу» Латвия не очень удобна, — уверен главный редактор «Форума.мск» Анатолий Баранов.
— Так что скорее да, все задумано, чтобы просто позлить Россию. Тем более в странах, где автомобильный трафик имеет экономический смысл, решения о конфискации уже отменили. Впрочем, границы закрыты всё равно.
«СП»: Каким может быть обещанный ассиметричный ответ?
— Мне трудно думать за наш МИД. Но на финнов, у которых одна из двух АЭС советского производства, воздействовать можно. А Латвия остановила Игналинскую АЭС ещё в 2009-м году.
Латвия активно выжигает собственные леса, чтобы получить недостающую тепловую и электрическую энергию. Также есть зависимость от нефтепродуктов из РФ. В принципе, наверное, можно оставить страну без бензина и мазута.