Почему банки, сотовые операторы и сетевые магазины не спешат на новые территории России?
«Сбербанк» сформировал команду и начинает работать в Крыму, сообщили СМИ в пресс-службе кредитной организации. «Первые банкоматы банка уже установлены, в течение года сеть устройств самообслуживания заработает на всем полуострове», — говорится в заявлении.
Первые отделения появятся в крупнейших городах полуострова и начнут работать в первой половине года. В течение года будут развертываться все необходимые услуги и сервисы Сбербанка".
Неужели? Не прошло и девяти лет! Все это время председатель правления «Сбербанка» Герман Греф убеждал, что ему важнее интересы акционеров, которые пострадают, если банк окажется под санкциями. Но банк под наиболее жесткими санкциями с весны прошлого года. Чего так долго ждали-то?
— Пожалуй, этот вопрос следует задать г-ну Грефу, — говорит журналист, секретарь комитета Крымского регионального отделения ОКП Сергей Кулик.
— Мне самому было бы интересно узнать, как Герман Оскарович объяснит, почему возглавляемое им публичное акционерное общество в течение девяти лет демонстративно не признавало ни волеизъявления жителей полуострова на референдуме 2014 года, ни территориальную целостность Российской Федерации.
Хотя, отказываясь работать в Крыму, Сбер в то же время через ряд юрлиц давно уже контролирует ялтинский санаторно-курортный комплекс «Мрия», в октябре прошлого года получивший пять престижных наград на IV Ежегодном всероссийском форуме «Инвестиции в развитие здоровой страны. Цифры. Факты. Возможности». То есть, несмотря на санкции, «Сбербанк» уже не первый год зарабатывает на крымской курортной сфере.
«СП»: — Первые банкоматы в Крыму уже установлены, все услуги и сервисы станут доступны в течение года. А чего так долго-то
— Думаю, причина в том, что в каждом крымском городе еще нужно найти опытных специалистов в банковской сфере. А их давно уже разобрали другие банки, которые оказались более расторопными, чем Сбер, и не такими боязливыми.
«СП»: — А крымчанам оно вообще нужно? Или уже привыкли жить без Сбера?
— Первым российским банком, появившимся на полуострове, стал Российский национальный коммерческий банк. РНКБ — крупнейший банк, функционирующий на территории республики и в Севастополе. Его единственным акционером является государство. Действуют в Крыму и другие кредитные учреждения — АО «Черноморский банк развития и реконструкции», АО «Генбанк», АО «Акционерный Банк «Россия». За последние годы они обзавелись постоянными клиентами, которые вряд ли побегут в Сбер, в упор игнорировавший крымчан последние девять лет.
Лично я не вижу причин, почему должен, сломя голову, нести свои кровные в Сбер. Во-первых, я являюсь клиентом одного из вышеперечисленных крымских банков и качество предоставляемых им услуг меня вполне устраивает. А во-вторых, принципиально не собираюсь сотрудничать с теми компаниями, которые начиная с 2014 года пренебрегали моим волеизъявлением — ни со Сбером, ни с сетевыми супермаркетами вроде «Магнита» и «Пятерочки», если те когда-нибудь вдруг решат открыть свои представительства в Крыму.
«СП»: — А остальные банки что? Не все же боятся потерять бизнес в Европе?
— Думаю, не стоит даже надеяться, что, например, австрийский «Райффайзенбанк», итальянский UniCredit, американская Citigroup и другие кредитные учреждения, находящиеся под полным или частичным иностранным контролем, когда-нибудь откроют свои филиалы в Крыму, на Донбассе, в Приазовье или Таврии. Их туда не загонишь даже волевым решением нашего правительства. Тем более, что после начала специальной военной операции они сворачивают свою деятельность в России.
Что касается других банков с «материковой» России — то, в случае, если санкции не помешают их деятельности, то да, некоторые, вполне вероятно, могут начать работать на новых территориях. Если, конечно, их заинтересуют перспективы освоения нового рынка.
«СП»: — А сотовые операторы? Они еще чего-то боятся потерять? А в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях тот же Сбер заработает уже?
— «МТС» на полуострове работает по «серой» схеме. Компания обеспечивает связь с помощью оборудования роуминговых партнеров. Это местные операторы, которые работают под брендами Volna Mobile и Win Mobile. Других сотовых операторов с материка на горизонте пока не видно.
Что касается новых территорий, то до их вхождения в российское правовое поле там были проблемные вопросы в банковской сфере. Однако сейчас их практически нет. Например, в соседней Херсонской области действуют два основных банка — «Международный расчетный банк» и «Промсвязьбанк», которые работают с любыми банками России. В них можно открыть счет, провести транзакции и получить любые банковские услуги.
Когда там появится Сбер — трудно сказать. Не исключено, что, как и в случае с Крымом, его менеджмент будет раздумывать над этим вопросом следующие девять лет.
— Российские власти по всем направлениям действуют с опозданием лет на 10, когда ситуация попросту устаревает, а с позиции существующей власти становится безопасной с точки зрения его отношений с Западом, — считает директор ЕАЭС Владимир Лепехин.
— Ну, например, отказываются от поставок в Европу газа, когда конкуренты уже начинают взрывать российские трубопроводы, или приступают к денонсации договоров с ЕС после выкидывания РФ из Совета Европы.
Аналогично — со Сбербанком: Сбер начал работать в Крыму, когда это уже стало нужно самому Сберу, а не Крыму.
Российские чиновники не пускали Сбер в Крым просто потому, что хотели продать этот ресурс втридорога зарубежным «партнёрам», а потом спустили решение вопроса о входе в Крым на новых акционеров.
«СП»: — Когда теперь ждать Сбер в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях? А другие банки, попавшие под санкции, что? А не попавшие?
— Территория новых регионов России пока для Сбера не привлекательна. Сначала нужно, чтобы федеральный бюджет бросил Сберу триллион-другой рублей на обустройство его региональных отделений на данных территориях (ясно ведь, что частные владельцы Сбера не собираются тратить на это средства самого банка), а потом уже Сбер начнет входить в названные области.
А пока Сбер ждёт, на Донбасс, в Запорожскую и Херсонскую области придут маленькие частные банчки (дочки российских банков типа банка «Россия»), как это было в Крыму.