Что стоит за особыми отношениями президентов США и России

С 19 по 23 января в швейцарском Давосе проходит 56-й Всемирный экономический форум (ВЭФ). На него собирается прибыть президент США Дональд Трамп, а также лидеры европейских стран. С российской стороны ожидается приезд спецпредставителя президента России Кирилла Дмитриева. Ждут в Давосе и Зеленского.
Судя по всему, без скандала не обойдется.
Накануне Трамп заявил, что на 100% полон решимости ввести пошлины против стран Европы, если сделка по Гренландии не будет достигнута.
До этого многие в мире обратили внимание на сенсационное заявление Дмитрия Пескова о том, что Дональд Трамп войдет в историю. Эти слова стоят того, чтобы их напомнить. «Существуют эксперты международные, которые считают, что, решив вопрос присоединения Гренландии, Трамп, безусловно, войдет в историю. Причем не только в историю Соединенных Штатов, но и в мировую историю», — сказал пресс-секретарь президента России.
В связи с «гренландским скандалом» лидерам стран Евросоюза пришлось спешно менять повестку встречи с Трампом в Давосе, порвав заготовленные для нее докладные записки по Украине. Об этом сообщает Financial Times.
Лидеры Евросоюза планировали на встрече с Трампом в Давосе убедить его предоставить Украине гарантии послевоенной безопасности и выделить 800 млрд долларов на ее восстановление. Судя по всему, этот вопрос станет второстепенным.
FT в этой связи пишет, что действия Трампа по захвату острова окончательно разрушили иллюзии Европы, пытающейся угодить американскому лидеру. Сегодня европейцы просыпаются с мыслью, могут ли они вообще доверять обещаниям американского лидера, подчеркивает издание.
Готовясь к встрече с Трампом, послы ЕС 18 января якобы уже обсудили возможность удара по США тарифами на сумму €93 млрд.
В ответ Трамп, говорят, усмехнулся и заявил о введении огромных пошлин на товары из Дании, Германии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Франции, Нидерландов и Финляндии, военные контингенты которых, по его словам, «отправились в Гренландию с неизвестными целями». Трамп еще добавил, что европейские страны затеяли «очень опасную игру».
Можно ли говорить, что союз Трампа с европейскими лидерами распался окончательно и бесповоротно? Почему Европа — в позиции униженного? Чего ждать в этой связи от встречи в Давосе? Эти вопросы «СП» попросила прокомментировать ведущего научного сотрудника Института США и Канады Владимира Васильева.
— Когда в 2014 году Крым отошел под российскую юрисдикцию, на дыбы встал весь мир: «Как такое возможно?» Оказалось, что возможно, потому что мир вступил в стадию территориального передела. И это уже очевидно. США положили глаз на самый большой остров в мире площадью 2,1 млн кв. км.
Пока Европа возилась с Украиной и со спасением Зеленского, Трамп решал глобальные вопросы. Своей позицией по Гренландии президент США хочет «показать место» Европе. Разумеется, это сильнейший репутационный удар по нынешней европейской элите. В историю они войдут с позором — как те, при ком Европа была подвергнута экспансии США.
Проводя параллели, хочу вспомнить: европейские лидеры, которые были у власти перед началом Второй мировой войны, канули в лету.
Кто вспоминает сейчас хорошими словами британского премьера тех лет Чемберлена или французского премьера Даладье? Очевидно, что и нынешняя «европейская коалиция» — Макрон, Трамп, Стармер, Урсула Фен дер Ляйен и Кая Каллас — будут вписаны в позорную страницу европейской истории.
«СП»: Выходит, Трамп наносит удар не столько НАТО, сколько ЕС?
— Да, это удар Трампа по экономическому объединению европейских государств, которое оказалось на деле неспособным защитить свои интересы. И это не сиюминутное проявление «биполярки Трампа», как считают некоторые. О своих претензиях на Гренландию Трамп говорил еще в свою первую каденцию.
На памятной Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2025 года вице-президент США Джей Ди Вэнс буквально катком проехался по европейским элитам. Но и тогда в Европе сделали вид, что «всё идет по плану». А ведь это было на самом деле предупреждение, и достаточно жесткое.
Думаю, Трамп начнет сейчас активные шаги по развалу ЕС, и в Давосе все закончится грандиозным скандалом. Украина и Зеленский отойдут на второй план. О них если и вспомнят, то походя. Гренландия стала «новой Украиной». Интересно в этой связи, что Россия, судя по заявлению Дмитрия Пескова, фактически поддержала планы Трампа в отношении Гренландии.
«СП»: Чем может закончиться обсуждение в Давосе «украинского вопроса»? Ведь Зеленский не просто так едет на экономический форум…
— Позиция Трампа по Украине в последнее время поменялась. Те, кто внимательно следит за его выступлениями, обратили внимание — американский президент несколько раз подчеркнул: «Россия готова к сделке». Не исключаю, что за этим стоят какие-то особые договоренности России и США.
Касаясь Украины, Трамп с европейскими лидерами в последнее время говорит в духе: «Хотите содержать Зеленского — содержите и воюйте дальше, а я тут не при чем, у меня есть дела поважнее». Думаю, украинская повестка в Давосе отойдет на второй или даже третий план. До Зеленского ли, когда Трамп посягает на европейские границы?
«СП»: Девиз Всемирного экономического форума в этом году — «Торжество диалога» — кажется нелепым, учитывая, что главный гость форума Дональд Трамп весь прошлый год провел за разрушением мирового порядка.
— Стратегия США на установление нового миропорядка и на передел мира в Давосе продолжится. Европу Трамп фактически объявил главным врагом. Вопросы финансирования Украины он скорее всего будет теперь относить к «внутренним разборкам Европы».
«СП»: Нельзя не заметить, насколько разнится в последнее время отношение Трампа к европейским лидерам и, например, к Владимиру Путину и Си Цзиньпину. Он видит в них союзников? Или это какое-то особое отношение к лидерам крупных ядерных держав?
— С Владимиром Путиным Трампа объединяют общие взгляды на традиционные ценности. Он — за национальную идентичность и против размывания национальной «самости» — как это происходит в Европе. К тому же я не исключаю какие-то особые договоренности между Путиным и Трампом, учитывая намерение Трампа вернуть Россию в мировое сообщество, в частности, в G7.
То, что определенные договоренности между Россией и США есть, доказывает и поддержка Кремлем позиции Трампа по Гренландии.
Что касается Китая, Трамп рассматривает его как главного геополитического противника, это даже было закреплено в американской Стратегии национальной безопасности. Россию в своей стратегической игре Трамп рассматривает, вероятно, как страну, которая не должна способствовать укреплению позиций Китая. Однако, у России с Китаем, свои отношения, и Трамп едва ли тут сможет на что-то серьезно повлиять.





















