Присоединившись к антироссийским санкциям, Белград рискует потерять и дружбу Москвы, и территорию Косово
Президент Сербии Александр Вучич заявил о зависимости страны от Евросоюза, без которого, по его мнению, она не сможет развиваться.
«Хочу, чтобы люди знали, что Сербия во многом зависит от ЕС, Сербия без ЕС тяжело или вовсе не может идти вперед, и что те, кто предлагают возможности нахождения великих и спасительных альтернативных путей, не говорят правду и нечестны по отношению к своим гражданам», — заявил он журналистам.
Глава республики 14 февраля присутствовал на подписании соглашения о пакете помощи от Брюсселя в сфере энергетике в размере 165 миллионов евро. По его словам, эта помощь помогает Сербии справляться с энергетическим кризисом. Александр Вучич также считает, что процессы евроинтеграции надо усилить.
«Мы в Сербии считаем, что крайне важно не только продолжать наше сотрудничество с ЕС, но и ускорять наш европейский путь», — сказал он.
По его словам, Белград ежегодно получает около €2 млрд прямых инвестиций из ЕС, а товарооборот с Евросоюзом вырос с 2021 года почти на 28%.
Ранее премьер-министр Сербии Ана Брнабич заявила, что главным условием Брюсселя в вопросе вступления страны в ЕС является присоединение Белграда к антироссийским санкциям.
«Теперь кажется, что на самом деле степень соответствия общей внешней политике ЕС и политике безопасности, то есть введение санкций против Российской Федерации, является условием всех условий», — приводит ее слова пресс-служба правительства.
Президент США Джо Байден в поздравлении ко Дню государственности Сербии совсем уж откровенно предложил Александру Вучичу «призвать Россию к ответу».
«За последние несколько лет Сербия и Соединенные Штаты работали вместе, чтобы диверсифицировать источники энергии и укрепить экономическое сотрудничество, создавая лучшее будущее для наших граждан. Вместе мы должны продолжать поддерживать народ Украины и привлекать Россию к ответственности — цитирует администрация поздравление президента США.
При этом Байден отметил, что США продолжат поддерживать путь Сербии к вступлению в Европейский союз и диалог о нормализации отношений с Косово под эгидой ЕС.
Александр Вучич уже практически не скрывает, что Сербии под давлением Запада придется ввести антироссийские санкции.
«Дайте мне потянуть время столько, сколько возможно. Я буду знать, когда наступит подходящий момент, и я ничего не буду скрывать от людей. Этот момент уже давно приближается, боюсь, что в отношении этого вопрос стоит не о месяцах», — цитирует его «RT на Балканах».
Как считает официальный представитель МИД Мария Захарова, «отказавшись или предав дружбу с Россией, Сербия предаст себя».
«Я искренне убеждена в том, что нельзя предавать тех, кто не предавал тебя», — заявила она авторской программе в эфире радио Sputnik.
Ранее она также отметила, что в Белграде понимают самостоятельную ценность российско-сербского стратегического партнерства и потому воздерживаются от практических мер в ущерб нашим отношениям.
«Логика подсказывает, что противоположный выбор неизбежно был бы сопряжен с невосполнимым ущербом для самой Сербии», — заявила Мария Захарова.
Какое решение примет Вучич, возможно, действительно станет известно в ближайшие дни. Судя по эволюции его заявлений, присоединение Сербии к санкции не за горами.
Доцент, к.и.н., зам. заведующего Кафедрой истории южных и западных славян исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Владимир Путятин считает, что заявления Александра Вучича надо рассматривать в комплексе.
— На фоне обострения ситуации вокруг Украины развивается непростая ситуация вокруг Косово и Метохии непосредственно для самой Сербии. Последний год мы видим определенную эскалацию этого конфликта. Серьезное давление идет на Белград не только в контексте вопроса отношений с Россией, поскольку Сербия — одна из последних европейских стран, которая сохраняет высокий уровень отношений и в экономической, и в политической, и в культурной сфере, контакты российского и сербского руководства постоянны.
Мне кажется, что давление на Сербию в вопросе присоединения к санкциям против России, по всей видимости, связано с косовским вопросом. Можно предположить, что Белград, возможно, пытается найти какую-то точку опоры в этом вопросе и, возможно, Запад, прежде всего, США, попытаются разыграть какую-то карту, пойти на какие-то уступки по Косово с тем, чтобы Сербия присоединилась к санкциям против России.
Сербия действительно находится в сложном положении (так сложилось исторически) — она окружена странами, которые входят в Североатлантический альянс, в Евросоюз. На Балканах осталось не так много стран, которые еще не вошли в ЕС. Вхождение в ЕС — одна из целей внешней политики Сербии, которая заявляется на протяжении двух последних десятилетий.
«СП»: — Допустим, Вучич пытается решить проблему Косово за счет присоединения к антироссийским рестрикциям. Но не приведет ли это к тому, что в дальнейшем давление на Сербию будет усилено и придётся сдать уже и Косово?
— Это сложная ситуация и вопрос. Можно наблюдать, что политика и США, и ЕС, несмотря на наличие стран, которые по-прежнему не признают независимость Косово, направлена определенным образом и последовательна — это постоянно давление на Белград, которое оказывается именно в этом контексте. Вучич пытается уйти от признания Косова, хотя можно констатировать, что еще и до Вучича постепенно де-факто признание Косова так или иначе происходит. Другое дело, что в сербском обществе определенный консенсус в этом вопросе есть — большинство общества не готово к признанию независимости Косово де-юре.
Судя по последним заявлениям Вучича, давление на Сербию нарастает, и она не может ему воспрепятствовать. Недавно он сказал, что речь идет буквально о месяце, а может и меньше, и Сербия вынуждена будет присоединиться к рестрикциям против России.
Конечно, для Сербии это будет сложным выбором, поскольку взаимоотношения с Россией строились не только на достаточно серьезном экономическом сотрудничестве, связанном с «Турецким потоком», нашими серьезными инвестициями в нефтегазовую промышленность, но и вторым компонентом наших взаимоотношений — позицией России в вопросе непризнания независимости Косово.
Из больших стран Китай и Россия на протяжении долгого времени стояли на стороне Белграда, заявляя о категорическом непризнании независимости Косово и вообще этот вопрос закрыт, и позиция не может быть изменена.
В случае выбора Белградом (присоединения к антироссийским санкциям — ред.) это подорвет наши взаимоотношения в этом вопросе. Вряд ли Россия пойдет впереди Сербии в признании независимости Косово, но это очевидный, на мой взгляд, ущерб взаимоотношениям наших двух стран.
Судя по политике двух десятков лет в отношении Косово и Метохии, мы видим, что страны Запада стоят, скорее, на стороне Приштины. Аргументы, которые пытается приводить сербская сторона, не услышана и никаких реальных уступок сделано не было. Сербия в тупике, и ситуация будет ухудшаться.
«СП»: — Кроме того, что Сербия, в случае присоединения к рестрикциям, может потерять поддержку России по Косово, чем еще Россия может ответить? Включит Сербию в список недружественных стран со всеми вытекающими последствиями? Или пожалеем?
— Мне кажется, наша реакция будет достаточно мягкой. Может, какие-то заявления последуют, но не более того. Не думаю, что это приведет к полному разрыву взаимоотношений. Очень многое было сделано за последние годы и уровень взаимоотношений достаточно высок.
Скорее всего, если Белград и будет присоединяться к рестрикциям, то, думаю, Сербией будет выговорено, что присоединения к полному пакету санкций не будет. В качестве примера — наше сотрудничество в гуманитарной сфере: есть центр МЧС в Нише, который уже несколько лет функционирует и только положительную оценку получает не только в Сербии, но и всего региона.
Если будет полное присоединение (к антироссийским рестрикциям — ред.), то центр будет закрыт, сотрудничество прекращено.
Думаю, в интересах Сербии оговорить, что присоединение Белграда к рестрикциям будет частичным. Мне кажется, для Запада важно добиться от Белграда даже не полного присоединения, а политического шага.