В Минске рассказали об активизации литовских спецслужб по вербовке граждан
Департамент государственной безопасности Литвы вербует белорусских граждан, в том числе используя в отношении их метод шантажа, сообщил белорусский государственный телеканал ОНТ.
В материале рассказывается о двух таких случаях.
В первом речь идет о некоем Александре Мирском, ранее известном топ-менеджере в туристической отрасли и некоторое время возглавлявшем Республиканский союз туристических организаций, бывшим также членом межведомственной комиссии по развитию туротрасли при правительстве. Мужчина уже год отбывает наказание в колонии в Белоруссии в условиях усиленного режима за измену государству — всего он получил 7,5 лет.
«Я приехал в январе 2015 года на форум (в Литву), садился в машину, и меня жестко приняли сотрудники Департамента государственной безопасности Литвы. После чего меня препроводили в гостиницу, забрали все телефоны, была довольно долгая беседа. На этой беседе я подвергся шантажу, в том числе бизнесом, моей семьей и всем остальным. И я выбрал сотрудничество с этой организацией», — рассказал Мирский.
В течение 7 лет он регулярно передавал литовской стороне интересовавшие ее данные, в том числе о конкретных людях в Белоруссии.
По его словам, когда он пытался отказаться от этих встреч, опять переходили к шантажу. Всего Мирский передал литовским спецслужбам сведения на более чем 100 лиц в Белоруссии.
Телеканал также рассказал историю экс-директора санатория «Беларусь» в Друскининкае Андрея Кобеля, которого также шантажировали для вербовки.
«Давали взятки, которые тот брал, взамен передавал служебные документы и делился информацией. Главным крючком, на который его подсадили спецслужбы, был дом. Его Кобель, обойдя литовские законы, построил в курортной зоне», — сообщили в эфире телеканала.
Интересно, зачем все это Литве? Действует ли она, исходя из собственных интересов, или это часть общей кампании коллективного Запада? Что они хотят получить от Белоруссии?
— В самом факте вербовки ничего удивительного нет, этим занимаются все спецслужбы, особенно государств-соседей, — отмечает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
«СП»: Зачем Литве вербовать белорусов? На что их «подписывают»?
— Вербуют тех, кто может обладать какой-то информацией, прежде всего о высокопоставленных лицах и на кого есть какой-то компромат, которым можно шантажировать. Учитывая, что между Белоруссией и Литвой до недавнего времени были достаточно темные экономические и деловые связи, найти таких людей несложно.
Литва и Белоруссия — государства-соседи, поэтому повышенный интерес литовских спецслужб понятен. Кроме того, Литва рассматривает Белоруссию как источник угроз для себя.
«СП»: Как их вербуют? В материале указано два случай: бизнесом и недвижимостью в Литве. Это слабые точки? На что еще могут давить?
— Белорусов, имеющих бизнес и недвижимость в Литве, довольно много. Кроме того, в 2020—2022 гг. в Литву на постоянное место жительства перебрались порядка 60 тысяч белорусских граждан. Для вербовки среди них может использоваться угроза лишения вида на жительство и депортации в Белоруссию.
«СП»: Белорусы не столь патриотично настроены, как россияне? Их проще завербовать?
— Тут дело не в патриотизме. Вербуют не «идейных», а тех, кто может располагать нужной информацией и на кого имеется компромат.
«СП»: Ведется ли какая-то контрпропаганда? Можно ли упреждать эти действия, а не реагировать репрессивными методами на факт их свершения? Ведется ли аналогичная работа в Литве?
— Вербовкой занимаются все спецслужбы, белорусские не исключение. Та же Литва весьма нервно относится к притоку белорусских эмигрантов, т.к. подозревает, что среди них может быть немало агентов спецслужб. Поэтому, думаю, что это игра в обе стороны, и это нормально, особенно между соседними государствами, имеющими очень непростые отношения.
«СП»: А России как к этому обратиться? Ведь литовские шпионы с белорусскими паспортами могут спокойно проникать к нам…
— Рецепт здесь только один — укреплять взаимодействие российских и белорусских спецслужб, чтобы вовремя выявлять и предотвращать подобное. Учитывая, что у нас Союзное государство, такая работа наверняка ведётся.
— Литва имеет общую границу с Белоруссией. Исходя из этого, по умолчанию у Литвы должен быть особый интерес к соседнему государству и особые отношения, отличные от общей позиции ЕС и США, — уверен доцент кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ» Сергей Прокопенко.
— Но это возможно только в случае обладания этим государством суверенитета, чего в настоящее время не наблюдается. Поэтому политика Литвы в отношении Белоруссии лежит в фарватере общей политики ЕС, США и Британии.
Прибалтийские государства, в том числе и Литва, выступают основными застрельщиками противодействия России на белорусском направлении. Национальные интересы Литвы никем не берутся в расчет, даже руководством этой страны.
«СП»: Для чего они вербуют белорусов?
— Думаю, всем очевидно, что литовские спецслужбы максимально интегрированы в систему спецслужб стран НАТО, созданную для противодействия России и ее союзникам. По-видимому, отдельные элементы этой системы имеют узкую направленность и работают по решению ряда конкретных задач в четко определенных направлениях. Спецслужбы Литвы наделены полномочиями и обладают ресурсами для осуществления агентурной работы в Белоруссии и Калининградской области РФ.
Попытка оторвать от России Белоруссию в 2020 г. не увенчалась успехом, но эти события показали, что белорусское общество неоднородно. Этим обстоятельством и хотят воспользоваться противники Белоруссии и России. Очевидно, что западными спецслужбами готовится новая попытка смены власти в Белоруссии. Эта задача целиком и полностью лежит на плечах спецслужб прибалтийских государств и Польши. Создание мощной агентурной сети в Белоруссии — один из основных шагов по достижению поставленной цели.
«СП»: Какие еще способы вербовки есть. Кроме описанных?
— Инструментарий вербовщиков настолько разнообразен, что вербовке могут быть подвержены и вполне патриотично настроенные граждане. Уровень мастерства западных спецслужб по вербовке очень высок.
Противостоять данному явлению сложно, особенно в условиях сложившихся связей в рамках развивавшегося до недавнего времени глобального проекта.
«СП»: Насколько правоохранительные органы к этому оказались готовы?
— Правоохранительные органы Белоруссии, по-видимому, были к этому готовы. Если анализировать открытые источники по этому вопросу, в Белоруссии создана эффективная система противодействия агентурной деятельности противника.
Активно ведется и контрпропаганда. Конечно, нужно действовать на упреждение, но даже самая совершенная система профилактики данного явления не исключит его полностью.
В прибалтийских странах уже давно выстроена эффективна система противодействия агентурной деятельности РФ и ее союзников, а репрессии не менее суровы, чем в Белоруссии и России.
«СП»: А Россия тут как-то может помочь? Ведь нас это тоже касается?
— Для Российской Федерации это имеет не меньшее значение, чем для Белоруссии. Потому, что все эти действия опосредованно направлены против России. Наше государство находится в центре мишени. Все действия России и Белоруссии в отношении обсуждаемого явления должны быть скоординированы. Что имеет место быть.
Полагаю, что борьба с агентами противника на белорусском направлении у нас выстроена хорошо. Есть ряд других направлений, которые требуют срочного и внимательного отношения наших спецслужб, например, Средняя Азия. Вот уж где рай для вербовщиков!