Пашинян опасается, что Азербайджан начнет новую войну

Помимо Карабаха предметом территориального спора может стать вся Армения

Пашинян опасается, что Азербайджан начнет новую войну

Премьер-министр Армении Никол Пашинян считает угрозой продвигаемую Баку концепцию «Западного Азербайджана». По его словам, «крайне подозрительно», что соседи «на официальном уровне» начали так называть его страну.

«Крайне подозрительно, что в Азербайджане при самом высоком покровительстве и, по сути, на официальном уровне Армению начали называть „Западным Азербайджаном“. Эту концепцию изучают в школах, университетах, продвигают в СМИ. Для нас это кажется подготовкой к новой войне, новой агрессией против Армении», — заявил Пашинян.

Он также отметил, что Армения предлагает Азербайджану решить вопрос с пленными и обменяться по принципу «всех на всех», и ему непонятен последовательный подход Баку к удержанию у себя десятков человек. По словам Пашинину, всё это усугубляет атмосферу недоверия.

Ранее в Ереване пожаловались, что МИД Азербайджана в ультимативной форме требует у Армении 8 «оккупированных» сел.

В цитируемом заявлении утверждается, что «Армения выбрала путь препятствования переговорам по мирному соглашению, продолжая военно-политические провокации и минирование, по-прежнему создает угрозу мирному процессу, жизни наших граждан, препятствует работам по восстановлению и реконструкции в регионе.

При этом армянская сторона, вопреки взятым на себя обязательствам, не только не вывела с территории Азербайджана армянские вооруженные силы, являющиеся основной угрозой миру и безопасности в регионе, но и продолжила их материальную и финансовую поддержку, не прекратила незаконную переброску оружия, военной техники и мин на территорию Азербайджана. Армения также не передала Азербайджану 8 азербайджанских сел, которые до сих пор находятся под оккупацией".

Речь идет о восьми так называемых анклавных селах в Тавушской и Араратской областях. При этом Ереван предъявляет претензии на такие же анклавные села с армянским населением, находящиеся на территории Азербайджана.

Так что, Карабах был только началом чего-то большего — и новая война неизбежна? Или это просто риторика?

— Когда Никол Пашинян публично высказывает подозрения, что Азербайджан занимается «подготовкой к организации новой войны», это может быть связано с несколькими причинами, — считает директор по аналитическим проектам Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

— Во-первых, новую вооруженную эскалацию на границе двух государств действительно нельзя исключать, в том числе если мирное соглашение между ними не будет подписано.

Во-вторых, заявление Никола Пашиняна может бы апелляцией к внешним игрокам, которые, по оценке премьера Армении, могли бы оказать давление на Баку. Тем более, что помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Джеймс О’ Брайен недавно достаточно прохладно высказывался в адрес Баку, отметив: «Ничто с Азербайджаном нормально продолжаться не будет, пока мы не увидим прогресса на пути установлению мира».

Для Вашингтона это, скорее, обычная тактика в рамках этого конфликта, когда он поочередно подает более позитивные сигналы то Баку, то Еревану. Но, как бы то ни было, Никол Пашинян может ожидать, что появилась возможность укрепить свои переговорные позиции.

В-третьих, премьер Армении может таким образом готовить внутреннюю аудиторию к определенным уступкам Баку — по принципу: или компромисс, или новая война и новые жертвы.

В-четвертых, это может быть и поводом для новых заявлений официальных лиц Армении с критикой в адрес ОДКБ и России с месседжем: «ситуация вновь на грани войны, а где же поддержка союзников?». Однако отношения Москва-Ереван, как известно, остаются крайней прохладными и без этого.

«СП»: А нет ли в его словах откровенного провоцирования Азербайджана на продолжение военных действий?

— Для Пашиняна новая вооруженная эскалация несла бы внутриполитические риски. Далеко не обязательно это риски фатальные — ведь действующий премьер Армении сохранил пост после Второй Карабахской войны, добился победы своей партии «Гражданский договор» на парламентских выборах-2021 на фоне приграничного конфликта у Черного озера, удержал контроль над внутриполитической ситуацией после столкновений на азербайджано-армянской границе в сентябре 2022 года и после массового исхода армянского населения из Карабаха осенью 2023-го.

Читать также:  Европа на распутье: Биться или мириться?

И, тем не менее, по опыту последних лет, велика вероятность, что такой конфликт не был бы для Еревана удачным. А значит, это стало бы новым поводом для новой политической мобилизации противников действующего армянского премьера. То есть «провоцировать военный конфликт» Пашиняну, скорее, объективно не выгодно.

Единственный сценарий, при котором вооруженная эскалация могла бы в какой-то мере отвечать объективным интересам Никола Пашиняна: если бы у него уже были закрытые договоренности с Баку о территориальных уступках Азербайджану.

В таком случае эскалация стала бы поводом для премьера Армении заявить внутренней аудитории: «я не иду на уступки добровольно, а вынужден уступить военному давлению, чтобы избежать новых жертв среди сограждан».

«СП»: А как понимать терминологию «Западный Зангезур», «Западный Азербайджан», «Эривань — азербайджанский город»? Это троллинг или серьёзно?

— Видимо, говоря о примерах применения названия «Западный Азербайджан» (в отношении Армении, а не административно-территориальной единицы в Иране) Пашинян имеет ввиду, в том числе, заявления «Общины Западного Азербайджана», до 2022 года называвшейся «Азербайджанским обществом беженцев».

Это общественная организация в Азербайджане, выступающая от имени азербайджанских беженцев, вынужденных покинуть территорию Армении на фоне всплеска межэтнической напряженности на Южном Кавказе в последние годы перед распадом СССР.

О том, что «Зангезур и Эриванское ханство — наши исторические земли», президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, например, еще в ходе одного из своих выступлений в декабре 2020 года. Название «Зангезур», как известно, используется азербайджанскими публицистами и политиками в отношении территории, которая сейчас является частью Сюникской области Армении.

«СП»: Ранее Ереван жаловался, что Баку потребовал 8 анклавов сёл. Что это? Насколько Баку реально имеет права на них?

— Это села, контролируемые Арменией, где в советское время проживали этнические азербайджанцы. В свою очередь, Ереван традиционно упоминает о селе Арцвашен (в азербайджанских документах и СМИ фигурирует как Башкенд), в советское время населенное армянами, а сейчас находящееся под контролем Баку.

Эта тема периодически возвращается в повестку переговоров. Дополнительная проблема для Еревана в том, что зона, где располагаются ранее заселенные азербайджанцами анклавы, имеет значение для Армении с точки зрения транспортного сообщения с Грузией.

К слову, примерно это же направление армяно-азербайджанской границы ранее уже становилось зоной вооруженной эскалации — достаточно вспомнить крупнейший накануне Второй Карабахской войны всплеск вооруженного противостояния в июле 2020 года, когда основная зона боев располагалась вблизи населенных пунктов Тавушской области Армении и Товузского района Азербайджана. Возможно, открытие в сентябре 2023 года в Иджеване оперативного офиса наблюдательной миссии ЕС в Армении свидетельствует о том, что в Ереване и Брюсселе ожидают новой эскалации именно на этом направлении.

«СП»: Что, по-вашему, реально углубляет атмосферу недоверия? Насколько она вообще преодолима?

— При том, что вооруженная эскалация между Баку и Ереваном не исключена, у обеих сторон есть мотивы, чтобы все же прийти к заключению мирного соглашения.

В частности, для Пашиняна объективно выгоднее, если такое соглашение будет заключено в ближайшие месяцы, а не позднее, когда мобилизационный потенциал армянской оппозиции может возрасти. С другой стороны, в Ереване понимают, что в Баку, например, заинтересованы в разблокировании транспортных коммуникаций через территорию Армении, а, значит, это можно попытаться использовать для укрепления своих переговорных позиций в рамках диалога с Азербайджаном.

Азербайджан, скорее всего, будет стремиться добиться максимальных уступок от Еревана, опираясь, в том числе, на свой военный и экономический потенциал. Но и для Баку затягивание переговоров может нести дополнительные издержки.