Что ждет отношения Москвы и Минска в случае ухода со сцены Александра Лукашенко
Первый заместитель главы комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин поднял тему недомогания президента Белоруссии Александра Лукашенко. Слухи о болезни появились после его сокращённого визита в Москву и последовавшего затем отсутствия на публике в течение недели. Однако серьёзных угроз здоровью Лукашенко на данный момент вроде бы нет. У белорусского лидера точно не коронавирус, на который в последнее время можно было списывать все, а, по словам политика, «просто человек заболел». Чем? Сам-то Затулин знает про хворь Лукашенко, но диагноз не назвал.
И, несмотря на плохое самочувствие, Александр Григорьевич «счёл своим долгом приехать в Москву». Последний раз он появлялся на публике 9 мая: утром посидел среди ветеранов на Красной площади в Москве, понаблюдал парад и поспешно улетел обратно в Минск. Официальных данных от окружения белорусского президента по поводу его состоянии здоровья не публиковалось, информирует издание «Подъём». И пресс-секретарь российского Дмитрий Песков пояснил, что Лукашенко быстро улетел, уточнив, что некорректно что-либо говорить о здоровье руководителя соседней страны.
Генеральный директор Института политических исследований Сергей Марков уверен, что первым делом следует пожелать здоровья одному из выдающихся современных европейских государственных деятелей:
— Ведь он обеспечил развитие Белоруссии в условиях, когда у нее нет ни нефти и газа, как у России, ни субсидий от имперских структур, таких как Вашингтон с Брюсселем, как, предположим, это происходило в странах Прибалтики или в Польше. Но он смог обеспечить своей стране развитие.
Что касается здоровья, то совершенно очевидно, что в последние дни у Лукашенко большие проблемы. Все обратили внимание, что он не остался на неформальный завтрак лидеров стран СНГ в Кремле, который провёл глава российского государства Владимир Путин в День Победы. И продвигаться по Красной площади ему было сложновато, пришлось ехать на электрокаре. По возвращении в Минск не выступил 9 мая. Не выступил на дне государственных флага, гимна и герба во второе воскресенье мая.
Понятно, что и политики, и журналисты всячески обсуждают вероятность радикальных изменений из-за болезни Александра Григорьевича и его ухода от обязанностей президента по состоянию здоровья.
В случае же небольших недомоганий, если, например, прошла плановая операция и она была несложная, то все останется, как прежде. Но наша задача как политических экспертов продумать все варианты, в том числе его уход с политической арены.
«СП: Не первый год говорят про договоренность между Минском и Кремлем о том, что необходимо провести определенные изменения. Лукашенко, мол, даже публично пообещал, в том числе российским журналистам, что уйдет из власти в течение пары лет.
— По всей видимости, он согласует какую-то кандидатуру преемника с Москвой. И после его ухода начнется быстрая интеграция Белоруссия и России. Ведь Лукашенко — политический супертяжеловес, и это обстоятельство как-то сдерживало процесс. Таким образом не будет больших катаклизмов. Москва возьмет на себя ответственность за Белоруссию и появится согласованная кандидатура.
СП: Мы ее знаем? Например, говорят про председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Наталью Кочанову или премьер-министра Романа Головченко.
— Список огромен, скамейка запасных, кадровый резерв есть. Но нет никого выделяющегося. В публичной сфере их отличия не засвечены. Нам трудно о них судить, это, по большей части, руководители, занимающиеся административной работой. Но и сам Лукашенко, и наши сотрудники министерств, взаимодействующие с белорусскими коллегами, все про них знают. Вероятность прихода к власти прозападного политика крайне мала.
«СП»: А значит, катаклизмы в Минске не предвидятся, а если что-то произойдет, то будет купировано, как это было в той же Белоруссии или в Казахстане?
— Думаю, что один из главных критериев, по которым будет отбираться человек, это наличие у него воли. Нужно уметь действовать как Александру Лукашенко в 2020 году, когда польскими спецслужбами был организован путч.
Заместитель декана факультета Мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев считает, что ничего страшного с Лукашенко не случится и в ближайшее время он появится на публике:
— У него была операция. Хотя все мы под богом ходим. На мой взгляд, это нехороший сигнал, но пока ему ничего не грозит.
«СП»: Александр Григорьевич — политический современник Бориса Николаевича Ельцина, который однажды сказал: «Я устал, я ухожу». Но президенту Белоруссии это говорить пока рано?
— Лукашенко же намного младше Ельцина и скоро должен спокойно выйти на работу.
Но тут есть один нюанс: правда всегда выигрывает. Отсутствие официальной информации из Минска, которая могла бы все разъяснить, создало массу совершенно идиотских комментариев. В основном люди, комментирующие проблему, в реальности никакой информации не имеют, поскольку она закрытая. К тому же они, я имею в виду белорусскую оппозицию на Западе, полностью потеряли контакты с родиной.
Например, делались заявления: «Лукашенко отравили в Москве!». Потом говорили про ковид, затем, про коронавирус, перешедший в сердечное заболевание, а еще сообщали про аортокоронарное шунтирование и так далее. Это все фантазии людей, не имеющих доступа ни к каким реальным сведениям.
«СП»: По крайней мере, недомогание 69-летнего политика может стать поводом, чтобы, пожелав ему здоровья, вспомнить про его свершения на вершине власти. То ли он подобно Золушке, занесенной на эту вершину, оказался в нужное время в нужном месте, а дальше за него все делало окружение, то ли это действительно настоящий «батька», который держит в руках все бразды правления сравнительно небольшой страной?
— В конце 90-х годов прошлого века он олицетворял собой очень характерную черту политического класса Белоруссии, отражал народные чаяния и при этом, конечно, пользовался успехом.
Но в то же время республика очень расколота. Можно сказать, что в небольшой Белоруссии существует «несколько цивилизаций». Эти и сельская аграрная, и городская индустриальная. Лукашенко очень быстро научился политике бонапартизма, то есть лавированию между различными политическими подходами. Одновременно он имитировал интеграцию с Россией. Но теперь уже понятно, что пока он у власти, никакой интеграции не будет. Объединяться нужно было в 90-е годы, сейчас это бесполезно.
«СП»: Неужели события в Белоруссии могут развиваться по украинскому варианту?
— События могут пойти по такому формату, если мы будем продолжать работать только с одним Лукашенко. А у нас больше нет доступа ни к народу страны, ни к ее политическому классу, все происходит через Александра Григорьевича. Так что, если с ним не дай бог что-то произойдет, республики, считай, для нас не станет. А мы туда вложили за последние двадцать лет около двухсот миллиардов долларов безвозвратных субсидий. И это не кредиты, которые можно вернуть. Мы делали себе союзника, и сейчас намечаются проблемы.
«СП: Один из живущих в Германии белорусских политологов, о которых вы выразились как о потерявших контакт с родиной, заявил, что проблемы со здоровьем вынудят президента Белоруссии сдержать данное публично в августе 2020 года обещание уйти с политической арены. Полномочия, мол, тогда перейдут к спикеру Совета Республики.
— Это все ложь. Никаких указов о передаче полномочий от президента спикеру Совета Республики или премьер-министру не было. У спикера по конституции полномочия маленькие, чисто символические, а у премьер-министра полномочия откровенно хозяйственные.
Да и Лукашенко никого не назначил своим преемником. Он не думает о наследниках, а собирается править вечно, то есть пожизненно.
«СП»: Чтобы потом написать какое-нибудь политическое завещание?
— Он же еще не прошел стадию иранского формата, как бы «перейдя в разряд богов». Да и у президента Казахстана Нурсултана Назарбаева не получилось стать новым аятоллой Хомейни.
В Белоруссии уже сформирована верхняя палата в формате Национального собрания с Лукашенко в ее главе. У нее есть все полномочия, даже могут избранного президента выгнать, что называется «исключив из жизни». И, при этом, она ни за что не отвечает.
А то, что Лукашенко никогда не будет участвовать в выборах — несомненно. Он прекрасно понимает, что такое сразу вызовет чуть ли не гражданскую войну. Так вот иранскую стадию он еще не перешел, а там увидим, как будет свое наследство передавать.
«СП»: И у нас в связи с происходящим на Украине, скорее всего о судьбе Белоруссии не очень задумываются, предпочитая решать текущие задачи?
— Нет, нет и еще раз нет. У нас темы Белоруссии нет…
Зато есть разные трактовки. Одна — то, что несмотря на болезнь, он счёл своим долгом приехать в Москву. Другая, что поскольку Лукашенко очень зависит от России, то он вынужден был приехать, невзирая на плохое самочувствие. В любом случае, теперь нуждается в отдыхе.