После окончания СВО может сформироваться новый мировой порядок
В настоящее время Россия и Украина весьма далеки от создания условий для начала мирного процесса, заявил генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в интервью РИА «Новости».
Гутерриш считает, что «было бы важным создать условия для достижения мира в соответствии с Уставом ООН, с международным правом». «Но если рассуждать реалистично, я думаю, мы все еще далеки от этой возможности и, вероятно, будет сложным провести прямые переговоры между двумя президентами», — сказал он.
При этом сам генсек организации сообщил о готовности предоставить свои «добрые услуги» для организации переговоров, однако их проведение зависит от желания глав двух государств. В то же время он считает, что сейчас шансы на достижение мирного соглашения минимальны. «Мы слышали, что президент Путин заявлял, что операция будет продолжаться, пока ее цели не будут достигнуты. И слышали от президента Зеленского о том, что он намеревается освободить все части своей страны, находящиеся под контролем России», — пояснил Гутерриш свою точку зрения.
Кроме того, генсек ООН считает необходимым провести обмен пленными по формуле «всех на всех». На вопрос, о личной готовности оказать содействие этому процессу, он ответил, что обычно не участвует в подобных мероприятиях, поскольку это сфера деятельности Международного комитета Красного креста. При этом Гутерриш заверил, что ООН желает, «чтобы Россия и Украина смогли достичь как можно более широкой договоренности в этом отношении».
Как известно, на протяжении СВО было предпринято несколько попыток переговоров о мире, однако ни одна из них не увенчалась договоренностью о прекращении боевых действий". В конце марта российская и украинская делегация во время одного раундов встретились в Стамбуле, когда, казалось, что усилия дипломатов могут завершиться подписанием мирных соглашений. Однако, в конце концов, Киев выдвинул новые требования, нарушающие прежние договоренности, после чего глава российского МИДа Сергей Лавров заявил, что Украина отказывается от собственных предложений и создает различные провокации для торможения и срыва переговоров, после чего попытки найти компромисс были прекращены.
Как считает политолог, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов, слова генерального секретаря ООН имеют под собой серьезную подоплеку.
— Гутерриш — опытный политик и дипломат, обладающий богатым опытом, который приобрел еще до того, как стал генсеком ООН. И он способен четко оценить ситуацию и понять происходящее. Это видно хотя бы по тому давлению, которое оказывается на него лично со стороны администрации США. Такое давление, конечно, недопустимо, исходя из статуса организации и персоны ее генерального секретаря. Тем не менее, это происходит, о чем в международном истеблишменте предпочитают помалкивать. Кстати, недавно об этом упоминал президент России Владимир Путин. И пока Вашингтон оказывает такое давление — не только на генсека ООН, но и того же Зеленского с его всей гоп-компанией, на политиков ряда западных стран — это кровопролитие будет продолжаться.
«СП»: — То есть, шансов на его прекращение нет?
— Пока Соединенные Штаты в нем заинтересованы — шансы призрачны. Я лично вижу два варианта: первый — это окончание боев, так сказать, естественным путем — до последнего украинца, как желает Вашингтон. Когда в распоряжении Киева не останется тех, кого он будет отправлять на фронт в качестве «пушечного мяса».
А второй — это все-таки переговоры, предоставление каких-то гарантий. Причем здесь речь не о специальной военной операции, потому что речь идет о гражданской войне на Украине, продолжающейся восемь лет. А наша военная операция — это попытка прекратить ее и принудить украинскую сторону к мирным соглашениям. Запад же смешал все эти события в одну кучу и тиражирует их как единое целое. При этом параллельно оказывается давление на те фигуры, которые могли бы в этой ситуации оказать позитивное влияние. И генсек ООН, конечно, является одной из таких фигур.
По мнению политолога, доцента кафедры политической теории МГИМО Кирилла Коктыша, говорить о переговорах довольно трудно, поскольку украинские представители не обладают субъектностью.
— Пока украинская сторона не является субъектом — пытаться достичь с ней соглашения о чем-либо, включая обмен пленными, дело просто бессмысленное. Мы видим, как они выполняют свои же обязательства.
«СП»: — ООН может в этих условиях что-то предпринять?
— Опять же, мы видим отношение к различным крупным международным структурам с украинской стороны — той же МАГАТЭ, например, и их миссиям. Для Киева они ничего не значат.
Главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко убежден, что переговоры с режимом Зеленского могут быть только о капитуляции.
— Но сначала, конечно, нам нужны успехи в проведении специальной военной операции, которые были бы критически важны для самого факта проведения таких переговоров. А переговоры о мире — это, извините, своего рода оксюморон.
«СП»: — Что можно сказать о роли ООН и ее генсека в текущей ситуации?
— Гутерриш — это бессубъектный персонаж, не выполняющий должным образом свои функции на столь ответственном посту. Прямо скажем, это не тот человек, который должен возглавлять ООН в такое сложное время. Да сама организация тоже вызывает немало вопросов. Сегодня она представляет собой клуб любителей поговорить, без достижения конкретных результатов. Хотя она должна была давно озаботиться совершенно бесцеремонными формами установления гегемонии Запада.
«СП»: — Но завершив нашу военную операцию, мы должны будем представить в ООН ее некие правовые результаты.
— Говорить об этом пока нет смысла, потому что нам нужна победа. Только тогда с нами будут считаться и разговаривать. Пока ее еще нужно добыть. Будет победа — будет новая политическая конфигурация. Кто победит — тот и прав. А здесь правда историческая, цивилизационная — на нашей стороне.