Какие выгоды можно извлечь из подписанного с КНДР договора
Запущенный Вашингтоном режим санкций Совбеза ООН в отношении КНДР должен быть пересмотрен, убежден Владимир Путин. «Отмечу, что инспирированный США и их союзниками бессрочный ограничительный режим Совета Безопасности ООН в отношении КНДР должен быть пересмотрен», — заявил наш президент по итогам переговоров с руководителем Северной Кореи Ким Чен Ыном.
Раз за разом воспроизводимые Западом пропагандистские штампы уже не в состоянии замаскировать его агрессивные геополитические замыслы, в том числе в Северо-Восточной Азии, уверен российский лидер.
Он отметил, что оценки Москвы и Пхеньяна относительно коренных причин эскалации военно-политической напряженности совпадают. Это «конфронтационная политика США по расширению в субрегионе своей военной инфраструктуры, которая сопровождается существенным увеличением масштабов и интенсивности различных военных учений с участием Республики Корея, Японии, имеющих враждебные по отношению к КНДР армии».
Коли так, зачем просить СБ ООН об отмене санкций? Надо просто перестать их соблюдать. Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве с КНДР, подписанный накануне в Пхеньяне, сам по себе подразумевает возобновление полноценного научно-технического сотрудничества, которое де факто давно ведется.
Кроме того, пункт документа об обязательствах сторон помогать друг другу в случае агрессии можно примерить к СВО. Тем более, что разговоры о возможности участия северокорейских добровольцев в российской спецоперации ведутся давно. Почему бы не начать уже и не заявить громко на весь мир?
— Режим санкций в отношении Северной Кореи был введен Советом безопасности ООН, что делает невозможным официальный отказ Москвы от его соблюдения, — поясняет доцент Академии труда и социальных отношений, кандидат политических наук Павел Фельдман.
— Однако этой весной Россия, воспользовавшись правом вето, заблокировала пролонгацию полномочий специальной мониторинговой группы ООН, которая следила за тем, как исполняются санкционные требования в отношении КНДР.
В условиях отсутствия действенных инструментов международного контроля любые международные рестрикции теряют смысл. Да и раньше существовала масса правовых лазеек, позволявших обходить антикорейские санкции. Например, в России до сих пор действует запрет на официальное трудоустройство рабочих из Северной Кореи. Однако они вполне могут проходить «стажировку» или «производственную практику» на дальневосточных стройках.
«СП»: Новый договор даже при сохранении санкций как-то повлияет на развитие военно-технического сотрудничества? Запад обвиняет нас в том, что мы поставляем технологии в КНДР и покупаем там снаряды. Может, пора делать это открыто и интенсифицировать процессы?
— При выстраивании системы военно-технического сотрудничества между Москвой и Пхеньяном за основу можно взять модель взаимодействия Ирана с его региональными союзниками и прокси-формированиями. Нет никакого смысла делать это публично. Подобного рода контакты любят тишину. Пусть западные аналитики ломают голову, пытаясь понять, о каких именно вооружениях и технологиях идет речь. Граница между нашими странами проходит не только по суше, но и по морю. Воспрепятствовать движению грузов через нее Западу не под силу.
«СП»: Еще важный вопрос в свете размещения США в АТР ракет малой и средней дальности. Их уже поставили на Филиппинах. На очереди, очевидно, Япония и ЮК. В этой связи нам нужно как-то обезопасить себя. Не стала бы КНДР идеальным местом, откуда мы могли бы защищаться? Тем более, что Путин предупредил американцев о возможности нанесения ударов из чувствительных для них уголков планеты…
— Наращивание военной активности Пхеньяна в Азиатско-Тихоокеанском регионе косвенно соответствует интересам России, поскольку вынуждает Южную Корею, Филиппины, Тайвань и Японию требовать военной помощи от США. Следовательно, Украина не получит тех объемов американских вооружений, на которые рассчитывает.
У бывшего мирового гегемона уже сейчас не хватает ресурсов на удовлетворение растущих потребностей своих союзников. Рассчитывать на что-то большее нам пока не приходится, поскольку Северная Корея лежит в зоне международной ответственности Китая, и для размещения российских ракет на ее территории необходимо одобрение Си Цзиньпина. Однако в условиях дальнейшего роста глобальной напряженности Пекин может не только одобрить, но и простимулировать подобный шаг.
«СП»: Договор России и КНДР можно применить к СВО. Не пора ли отправить корейских добровольцев на Украину? Они ведь не против. Им опыт нужен для будущей войны с южанами.
— Появление северокорейских боевых подразделений в зоне проведения СВО выглядит как вполне закономерный сценарий дальнейшего развития событий. Воевали бы они доблестно и самоотверженно, поскольку современная Украина фактически стала полем битвы между западным империализмом и мировым антиколониальным движением.
Иными словами, все идеологические предпосылки для этого есть. Добровольцы из Северной Кореи даже не нуждаются в материальном вознаграждении, а рассчитаться за их услуги с Ким Чен Ыном можно поставками энергоресурсов.
— Что касается дилеммы с санкциями против КНДР, надо понимать, что российские власти создали её своими руками, — напоминает редактор «АПН Северо-Запад» Андрей Дмитриев. — РФ в Совбезе ООН проголосовала за запрет на использование труда рабочих из Северной Кореи, поставки ей оружия, оборудования и энергоносителей. Это весьма чувствительные для Пхеньяна вопросы. А отменить санкции невозможно. Лично для Владимира Путина как юриста всегда были важны вопросы формальной легитимности. И он сам не раз критиковал Запад за попрание норм международного права. Как теперь быть?
Выход вроде бы найден. Санкции уже де-факто отменены. Кроме того, заявлено, что в условиях накачки Западом (и кстати сказать, не только им, а и той же Южной Кореей через Польшу) оружием Украины, Пхеньян и Москва имеют полное право на военно-техническое сотрудничество. И это действительно так. Другое дело, что странно было такую коллизию создавать, тем более в 2017 году, когда Россия уже сама была под санкциями за Крым. Всё же в отечественной внешней политике по-прежнему сильны отголоски 90-х и нулевых годов, иногда четко пованивает козыревщиной…
Но куда более важным представляется заключенный в ходе визита Договор о всеобъемлющем стратегическом партнерстве, согласно которому две страны обязались оказывать друг другу помощь при нападении извне. Серьезная заявка! И тут есть интересная историческая параллель.
В 1961 году КНДР подписала с СССР соглашение о дружбе и сотрудничестве. И тогда также предусматривал военную помощь в случае агрессии. А в 1968 году северокорейские моряки захватили американский шпионский корабль «Пуэбло», зашедший в территориальные воды страны, взяли команду в плен и потребовали извинений. США очень этого не хотели — направили в регион 7-й флот, провели мобилизацию резервистов.
В Пхеньяне стали всерьез готовиться к войне, расконсервировали бомбоубежища в городах. И запросили СССР о военной помощи. Леонид Брежнев абсолютно не желал влезать в конфликт с США и советским дипломатам пришлось мучительно выдумывать формулировки отказа. В итоге сообщили, что, мол, договор служит «инструментом мира» на полуострове, и дали понять, что помощи не будет.
Как это подействовало на Ким Ир Сена? А никак. Он продолжал требовать извинений. Спустя год (!) американцы сдались, извинились и дали гарантии, что больше такого не повториться. Что до сих пор является единственным подобным прецедентом в истории США. Тогда команда «Пуэбло» вернулась домой, а сам корабль корейцы оставили себе, перегнали в столицу и сделали там музей антиамериканского воспитания. На нем экскурсоводом до сих пор работает один из захватывавших его офицеров.
Эта история говорит нам о том, что, если страна считает себя правой и суверенной — нужно стоять на своем и не прогибаться, не боясь никаких последствий. В условиях СВО данный урок более чем актуален и для России. И такой союзник, как КНДР, нам весьма ценен. Хорошо, что это сейчас признано и на высшем государственном уровне.