Недружественные страны не откажутся от нашего «летучего металла» сами — так, может, пора их послать первыми?
Европейская корпорация Airbus заявила, что получила от канадских властей разрешение для проведения операций с «ВСПМО-Ависма», против которой Оттава ранее ввела санкции. В заявлении компании не уточнялось, как долго будет действовать данное исключение.
«Мы понимаем, что по каким-то параметрам компании европейские и других регионов с трудом смогут сохранять свою конкурентоспособность при полном отказе от нашей продукции. В таких случаях западники действуют гибко, не обращая внимания на условности», — отметил Дмитрий Песков. Как обычно: покупать у русских нельзя, но если очень надо, то можно. Ранее американцы также разрешали самим себе покупать российские ракетные двигатели — когда были «ну очень веские причины»…
— Так же, как и покупку американцами российского урана, — говорит военно-политический эксперт Владимир Сапунов. — Если очень выгодно, и достойную замену найти не получается — то какие тут санкции.
В марте Washington Post писала, что российская компания «ВСМПО-Ависма» (дочка «Ростеха»), не попавшая под санкции ЕС и США, на протяжении двух лет подряд экспортировала титан в западные страны на суммы свыше $300 млн ежегодно. При этом большая часть поставок приходилась как раз на те западные страны, которые поддерживали Украину — Британию, США, ФРГ и Францию.
Но, конечно, долго это продолжаться не будет. Airbus уже отказалась от российского титана в производстве военной техники — по крайней мере, они так говорят. Ясно, что будет взят вектор на отказ от нашего титана и в гражданской продукции. Пока, правда, не очень получается, как видим.
«СП»: Титан — материал дефицитный? Заменить Россию некому?
— Крупнейшие в мире запасы титана в Китае, Россия на втором месте. Дальше ЮАР, Мозамбик, Япония, Норвегия, Казахстан, Шри-Ланка. Китай производит больше всех и диоксида титана, и губчатого титана. Именно из него и получается металл.
В производстве губчатого титана Россия на 3 месте в мире после КНР и Японии. Но благодаря уникальным технологиям наша страна производит более 50 процентов титановых сплавов для авиапромышленности. И, как обычно, у России лучшие предложения по соотношению «цена-качество», плюс прекрасная репутация в сертификации, которая для самолётостроения очень важна. В США тоже есть свои месторождения и добыча титана, но всё дорого и неэффективно.
Поэтому заменить Россию пока, конечно, некем. Могла бы теоретически Украина, где большие залежи титана и советские технологии. Но они, как водится, за 30 лет развалили и геологоразведку, и добычу, производство. А сейчас вообще говорить об этом смешно.
«СП»: А что Boeing?
— Корпорация прекратила покупать российский титан в самом начале СВО, хотя у американцев до трети всего титана было нашим. Замещают как-то американским, японским, китайским и казахстанским. Хотя поговаривают, что и наш в обход санкций тоже получают. Думается, поговаривают не без оснований.
«СП»: А что если откажемся им продавать? С ураном нас Штаты первые послали. Будем того же дожидаться с титаном или сработаем на опережение?
— У нас по-другому как-то строят внешнеторговые отношения. У нас, типа, репутация надёжного партнёра, мы выполняем свои контракты, мы не такие и т. п. Это, конечно, неправильно. И в торговле углеводородным сырьём, и в продаже благородных металлов лучше бы перейти на репутацию непредсказуемых партнёров. И таким образом значительно более серьёзно влиять на мировые рынки — и на объёмы, и на цены.
А в обратную сторону идут совсем другие процессы. Например, Аргентина и Чили отказались продавать в Россию литий. Естественно, под давлением США. Хорошо, что в Боливии дружественное нам правительство. И про Китай не забываем, конечно, где 60% мирового лития добывается. Но факт шантажа со стороны США тут был налицо.
«СП»: А нам есть кому еще продать?
— Разумеется, главными клиентами будут азиатские страны. Недавно в Республике Коми было найдено крупное титановое месторождение. Россия будет его разрабатывать совместно с КНР, и китайцы определённую часть возьмут для своих нужд. Ещё один интересный рынок — Вьетнам. А вообще наш титан купит любая страна, которая занимается производством этого металла — и Бразилия, и Индия, и ЮАР.
«СП»: А если Запад вдруг лишится нашего титана, это отразится на авиационной отрасли?
— Как и с ураном, они освобождаются от нашего титана плавно. А политической воли обрезать поставки окончательно и создать трудности бывшим партнёрам у Кремля не хватило. При капитализме быстрые деньги получить, видимо, важнее.
По словам руководителя экспертного совета Фонда стратегического развития, политолога Игоря Шатрова, титан не является дефицитным полезным ископаемым, на планете его хватает.
— Разработанные крупные месторождения титана, помимо России, имеются в Канаде, Австралии, Китае, Норвегии, ЮАР, Вьетнаме, Индии, Мозамбике, на Украине. Во многих странах ведется геологоразведка. При этом в добыче титана лидируют Индия, Австралия, Китай и Южная Африка, а в переработке и выплавке приоритет за Россией, США, Японией и Китаем.
Крупнейшим производителем данного металла (не только в стране, но и в мире) является российская «ВСМПО-Ависма». Доля компании на мировом авиакосмическом рынке составляет около 30%. И, конечно, уход России многое меняет, в первую очередь цену.
«СП»: Речь только об Airbus? Кто еще покупает наш титан?
— Boeing, который прежде закрывал около трети своих потребностей за счет российского титана, отказался от поставок из России сразу после начала СВО. Airbus до начала спецоперации получал из России более 60% этого металла.
После возвращения Крыма в родную гавань европейский авиапроизводитель уже пытался найти альтернативу российскому титану, но так и не смог. Металл с клеймом «Made in Russia» отличает сочетание высочайшего качества первичного сырья и конечной продукции, понятного прогнозируемого цикла производства и конкурентоспособной цены. Подобного комплекса преимуществ на мировом рынке найти не удалось.
Кстати, есть данные, что и Boeing, вопреки санкциям, закупал титан в России.
«СП»: Как это со стороны смотрится? Против России санкции, но титан покупать все равно будем. Двойные стандарты?
— Ничего личного, только бизнес. Таков подход Запада во всем. Титан используется в очень чувствительной отрасли — авиакосмической.
Поставщики для подобных направлений подбираются годами, и их редко меняют на переправе, потому что это может негативно сказаться на конечном результате.
«СП»: А что, если откажемся им продавать? Есть другие соразмерные по масштабу клиенты?
— Почти на 100% от российского титана зависит, например, бразильский авиапроизводитель Embraer. Но Бразилия не сможет купить больше металла, чем ей нужно. Титан — очень специфический товар. В серьезных объемах он сейчас активно используется в авиапроме. А самолетостроение, как известно, развито лишь в нескольких государствах мира.
Конечно, титан и его сплавы нужны не только авиации и космосу, но еще и металлургии, электро- и радиотехнической, химической промышленности, судостроению.
Но для того, чтобы наладить новые цепочки поставок, необходимо время, а это — упущенные деньги. И, конечно, удобнее продавать одному крупному покупателю, нежели десятку мелких. Поэтому мы тоже вынуждены руководствоваться принципом, о котором я сказал выше.
«СП»: Запад создал нынешние правила мировой торговли, но он же их и нарушает. То, что можно ему, нельзя другим. Должны ли мы придерживаться этих правил?
— В том-то и дело, что новые покупатели — это новая логистика, новые деловые связи, которые прежде надо еще установить. Думаю, расширение БРИКС, создание других подобных организаций лишит Запад возможности диктовать свои правила, а в новой архитектуре международной торговли у России будут другие покупатели того же титана.