Эксперты считают, что не стоит всерьез отвечать на дешевую риторику Варшавы
Польский Сенат на минувшей неделе приняла резолюцию, в которой власти России названы «террористическим режимом». Согласно размещенной на официальном сайте верхней палаты парламента Польши информации в голосовании приняли участие 85 сенаторов, все поддержали документ.
«Признать правительство Российской Федерации террористическим режимом», — говорится в резолюции.
Ранее подобные документы приняли в Латвии и Эстонии: эстонский и латвийские парламенты объявили Россию «спонсором терроризма». Аналогичные обвинения прозвучали и в ПАСЕ, которая приняла резолюцию, в которой обвинила российские политические партии в «пособничестве терроризму». О своей роли пособников киевскому режиму страны Балтии предпочитают не говорить, очевидно, считая это вполне нормальным. Видимо, возомнили себя «боррелевским садом», которому все дозволено.
Польский же Сенат призвал международное сообщество также оказать всемерную поддержку Международному уголовному суду, расследующему дела виновных в преступлениях на Украине. Правда, Россия с 2016 года не участвует в этой инстанции, так что решения МУС для Москвы не являются юридически обязывающими.
Любопытно, что, принимая подобные решения, и парламенты отдельных стран, и ПАСЕ, и ряд других организаций, призванных защищать права человека, умалчивают о злодеяниях Киева и предпочитают не реагировать на многочисленные обращения по этом поводу жителей Донбасса и России. Впрочем, это уже давно не удивляет.
Что касается стран Балтии, то в своей оголтелой русофобии власти они забывают о том, что принятие подобных решений может обойтись им весьма дорого, потому что влечет за собой полный разрыв экономических и политический отношений, включая использование стратегических ресурсов. И в этом их заокеанские кураторы оказались гораздо умнее.
«Причисление России к странам-спонсорам терроризма может привести к нежелательным последствиям, которые не только не помогут, но и окажутся вредными», — заявил еще в середине сентября глава Госдепартамента США Энтони Блинкен.
Контрпродуктивной подобную инициативу посчитали и в Белом доме, выразив опасение, что это может помешать поддержке Киева и обеспечению гуманитарной помощи.
Российско-польские отношения уже давно хуже некуда, и очередная антироссийская выходка Варшавы явно не сделает их лучше. Как заметил экс-посол РФ в ЕС, зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Владимир Чижов, России известны страны, где террористический режим стал государственной политикой, и наиболее наглядный пример — Украина.
«А попытки переложить с больной головы на здоровую — это не изобретение Польши. Поэтому можно только посочувствовать людям, у которых осознание реальности уступает подобным эмоциональным взбросам», — заявил сенатор РИА «Новости».
Его коллега Александр Башкин и вовсе посоветовал польскому Сенату посмотреться в зеркало, «чтобы увидеть террористическое государство, которое всячески поощряет наемников и террористов и науськивает другие европейские страны к максимально недружественным действиям против России».
Научный сотрудник Института международных исследований МГИМО, к.полит.н. Иван Лошкарев считает, что к полному разрыву отношений с Варшавой решения польского Сената все-таки не приведут.
— Это решение не имеет никакой юридической силы. Это политическое заявление верхней палаты парламента, одной из двух палат, то есть нижняя палата (Сейм) такого решения не принимала, хотя и может принять.
Мне кажется, что речь идет, прежде всего, о демонстрации какой-то балтийской и восточно-европейской солидарности в том, что касается позиции в отношении России. Позиции, естественно, негативной и отражающей какую-то глубинную ненависть к нашей стране.
«СП»: — Принятие подобных решений отдельными странами и организациями может быть подготовкой к тому, что этот вопрос готовятся вынести в более высокие инстанции, включая ООН?
— Хотел бы напомнить, что единого, международно признанного определения, что такое терроризм не существует. Есть международное определение, что такое финансирование терроризма. Я не совсем понимаю, куда наверх выносить, если нет определения и непонятно, что с этим делать. Это исключительно политическое решение, оно выражает отношение в данном случае правящей партии Польши к России и к тому, как они воспринимают специальную военную операцию на Украине.
«СП»: — Должна ли Россия отвечать на подобные выпады и каким образом?
— Я бы сказал, что нам не стоит отвечать на каждый негативный выпад со стороны Латвии, Литвы, Эстонии, Польши. В условиях складывания нового миропорядка необходимо работать с крупными игроками — Индия, Китай, США, а Польша, Литва, Латвия, Эстония — это достаточно мелкие страны, которые потом все равно будут идти в фарватере более крупных тенденций и структурных изменений.
Это слишком мелко для России и обращать на это внимание было бы большой честью для Польши и ее Сената.
Немецкий политолог, доктор Григор Шпицен считает, что последние решения польских властей довольно сложно анализировать с точки зрения политической адекватности и элементарного здравого смысла, причем это признают не только политические противники нынешней правящей партии PiS или международные партнеры Варшавы на Западе и Востоке Европы, поневоле вынужденные выстраивать с Польшей отношения.
— Такого же мнения придерживается и абсолютное большинство обычных поляков. Как свидетельствуют недавние опросы общественного мнения, рейтинг доверия нынешнего правительства опустился до 37%, поэтому политики в Варшаве в погоне за рейтингом пытаются принимать популистские решения с целью изменить негативный тренд. Однако делают они это бессистемно и выглядят при этом довольно глупо, что очевидно для любого избирателя за пределами глухих польских провинций, жители которых составляют ядро электората PiS.
В Москве уже в принципе смирились с фортелями Варшавы и смотрят на происходящее в польской столице как на своего рода цирковое представление. Признание «правящего в России режима» террористическим не влечёт за собой каких бы то ни было правовых последствий. Ни отзывать польского посла, ни выдворять российского, скорее всего, никто не будет.
Как никто не будет перекрывать границу в Калининградской области, подъезды к которой нынешним летом были буквально забиты польскими автоцистернами с российскими нефтепродуктами. Думаю, в октябре в этом плане в Гжехотках и Бартошицах мало что изменилось. Так что было бы ошибкой относиться к заявлению польского руководства иначе как к дешевому демагогическому приему.
«СП»: — Попытки озвучить эту идею в ООН стоит ожидать?
— Вынесение данного вопроса на заседание в ООН также мало что даст. Подобную позицию могут поддержать Украина, Молдавия и прибалтийские республики, но точно не Франция и Германия и уж, конечно, не государства, занявшие по отношению к России благожелательный нейтралитет. Потому что какой бы неудобной ни была Россия, все понимают, что нынешний конфликт может быть завершен лишь путем переговоров. А тот, кто называет партнера по переговорам террористом и пытается подорвать его легитимность в глазах мировой общественности — вряд ли настроен на конструктив.
«СП»: — И как России отвечать на эти выпады?
— Отвечать на подобные выпады серьезно — лишь лить воду на мельницу польских популистов. Поэтому на месте российского МИД я бы ограничился едким, но вдумчивым и по-настоящему обидным для польской стороны комментарием, основанным на исторических и литературных аллюзиях.
«СП»: — Почему МУС не так активен в расследовании преступлений Украины и насколько вообще можно доверять подобным структурам?
— Что же касается позиции Международного уголовного суда, позиция России должна быть простой: не признавать юрисдикции данного органа до тех пор, пока им не будут расследованы преступления американских военных, совершенные за последние 25 лет в бывшей Югославии, Ираке, Афганистане, Сирии и Ливии.