Почему с Западом нереально договориться о поставках российского зерна и удобрений
Россия будет доставлять зерно и удобрения странам Африки бесплатно и на коммерческой основе, заявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Обвинять нас в том, что мы спровоцировали продовольственный кризис — верх цинизма. Россия не позволит «использовать акваторию Черного моря для доставки вооружений на Украину» .
Ранее о том, что многие страны Африки обратились к РФ с просьбами о безвозмездных поставках зерна, заявил посол по особым поручениям МИД РФ Олег Озеров.
«Да, безусловно, такие обращения были. Они все сведены министерством иностранных дел и отправлены в правительство… Принимаются решения. Понятно, что это не может произойти одномоментно. Но они приняты в работу и по мере возможности будут реализовываться», — сказал посол.
«Ситуация с голодом на африканском континенте тяжелая. Особенно на Африканском Роге, в Сахаро-Сахельском регионе. Есть очень большие проблемы, которые связаны с климатическими изменениями, с перемещением масс населения в результате конфликтов, природных явлений, например, нашествия саранчи, засух, наводнений и так далее. Продовольственная безопасность и ликвидация голода — одни из ключевых проблем африканского континента», — резюмировал Озеров.
Запад лицемерно утверждает, что нет никаких препятствий для вывоза российского зерна и удобрений, однако де-факто это не так. Недружественным судам запрещен заход в российские парты, а нашим — в их. Наибольшим торговым флотом обладают как раз страны Запада, они же контролируют страховые компании, погрузку и разгрузку даже в суверенных государствах, в той же Африке. Логистика построена так, что мы не можем не пользоваться их инфраструктурой. В итоге с прошлого года в европейских портах скопилось немало российского зерна и удобрений.
— В ситуации, когда тебя прихватили без штанов в борделе, конечно, глупо изображать, что пришёл туда проводить социологический опрос, — говорит главный редактор «Форума.мск» Анатолий Баранов Анатолий Баранов.
— Вышли из «зерновой сделки», потому что другая сторона не выполнила обязательств, да ещё использовала гуманитарный коридор для ударов по Крыму. Что теперь изображать принципиальность? Наших кинули, они вышли. Дальше можно договариваться по новой, но бессеребреничать-то чего!
Никто особо не мешает вывозить зерно, но были же договорённости о дополнительных бонусах. В конце концов, это же не наша благотворительность. Мы ничего не имеем против того, чтобы африканцы ели наш хлеб. Но не в ущерб же себе мы будем их кормить?
«СП»: И как можно решить проблему?
— А зачем что-то решать? Нам ведь не больше всех надо. Прямо в Севастополь отгрузили зерно и заявили: хотите — забирайте.
«СП»: Многие порты в той же Африке по факту принадлежат Западу, они туда не пустят наше зерно…
— Если страна, в которой находится порт, не может повлиять на владельца, то это ее проблема, пусть голодают, это прочищает мозги.
Если у тебя угроза голода, а ты соблюдаешь не тобой установленные правила, то это беда той несчастной страны, которой правят трусливые идиоты.
«СП»: Реально ли нам выстроить новую логистику без участия западных акторов?
— Думаю, малореально. Потому что правила существуют, пока они выгодны сильной стороне. А когда становится невыгодно, король выдаёт каперские патенты.
«СП»: Почему, по-вашему, Запад не пошел навстречу требованиям России? Не верил, что она выйдет из сделки? Или им принципиально, чтобы мы не возили свое зерно? Могут они пойти навстречу сейчас для возрождения сделки?
— Им тут мало, что принципиально. Для нас эта сделка ещё и политика, для них мы больше не субъект политики, мы объект санкций. Посидели, посчитали выгоду — неинтересно. Кинули. Навстречу нам больше никто не пойдёт просто так, без мотивации.
— Думаю, это часть информационной войны, — говорит советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Выход России из зерновой сделки был обставлен так, что Москва пренебрегает интересами голодающих Африки, что создавало негативный фон в странах третьего мира. Поэтому нужно было отвечать.
«СП»: По какому принципу решать. Кому бесплатно, кому на коммерческой основе?
— Я не думаю, что объем бесплатных поставок будет большим. Скорее, будут разовые пиар-акции, призванные продемонстрировать заботу о «голодающих Африки». «Зерновая сделка» изначально была не про благотворительность, а про коммерцию, тема голодающих — лишь пиар-прикрытие, которое использовали все участники Черноморской инициативы.
«СП»: А кто убытки фермерам возмещать будет?
— Если дело ограничится разовыми пиар-акциями, проблема компенсации фермерам просто не возникнет.
«СП»: Какие проблемы с доставкой существуют? Запад утверждает, что нет никаких препятствий. Но это не так…
— Корабли могут задерживаться в портах под любым надуманным предлогом, тем более какие-то нарушения можно найти всегда. Если российские корабли с зерном превращаются в корабли «страны-изгоя» в глазах Запада, никто им никакой гарантии не даст. А коллективный Запад по-прежнему господствует в Мировом океане, к сожалению.
«СП»: Почему та сторона не пошла навстречу, даже когда стала реальностью угроза сделке? Готова пожертвовать возможностью возить боеприпасы на Украину по морю?
— Во-первых, есть маршруты поставок оружия по суше. Очень многое завозится на Украину железными дорогами со стороны Польши, и какие «сделки» являются охранной грамотой для этих поставок, мы не знаем. Во-вторых, нет уверенности, что Россия готова к полномасштабной войне на Черном море — к тому же есть риск, что в случае начала боевых действий Турция закроет проливы для России, тем самым резко осложнив положение нашей группировки в Сирии. А то, что «друг Эрдоган» весьма ненадежен и в случае чего вполне способен на такое — думаю, очевидно.
«СП»: Какие у нас варианты? Менять логистику? Выстраивать ее с нуля?
— Да, воевать с Западом в Мировом океане трудно, это морская цивилизация, могущество которой основано на контроле в том числе и над прибрежными зонами. Поэтому я не исключаю, что после демонстрационных ударов по Одессе Россия де-факто продолжит выполнять «зерновую сделку», де-юре из нее выйдя.
«СП»: А как быть с теми грузами зерна и удобрений, что застряли в западных портах? Плюнуть на них?
— По всей видимости, они станут предметом торга и каких-то очередных «сделок», о которых мы, возможно, и не узнаем. К сожалению, Россия ввязалась в большое противостояние с Западом, находясь на очень слабых позициях, когда противопоставить что-либо существенное очень сложно, как в военно-политическом плане, так и в экономическом. Поэтому крайне неприятные компромиссы практически неизбежны — если, конечно, не доводить ситуацию до «ядерного апокалипсиса».