Турция замерла в ожидании переворота или его предотвращения
В Турции вновь происходят странные события, в которых экспертам еще предстоит разобраться. Дело в том, что многие мировые агентства со ссылкой на турецкое издание Türkiye и заявление союзника президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана по правящему альянсу, лидера Партии националистического движения (ПНД) Девлета Бахчели о том, что в стране готовился государственный переворот, быстро распространили это сообщение.
Источник считается авторитетным. Он специализируется на распространении информации, исходящей из недр турецкой разведки. Именно Türkiye подробно и детально писала о недавнем разгроме сети израильской разведки «Моссад» в Стамбуле. Она также сообщала об обстоятельствах ареста работавшего на «Моссад» бывшего директора службы безопасности Турции Хамзы Турхана. Утверждалось, что он был также связан с находящимся в США известным турецким проповедником Фетхуллахом Гюленом, которого подозревают в причастности к перевороту в Турции в июле 2016 года.
В то же время Турхан курировал проживающих в Турции завербованных «Моссад» палестинцев, в частности, связанных с ХАМАС. Но только после того, как Израиль заявил, что готовится начинать охоту на членов этой организации на территории Турции, его арестовали. При этом Türkiye, заявляя, что «расследование все еще продолжается», намекала, что «деятельность Турхана была более масштабной и направленной на подрыв национальную безопасности страны». Поэтому турецкие эксперты, памятуя о ружье Антона Чехова, которое обязательно должно выстрелить, приходили к выводу, что «власть то-то готовит» и стоит только вопрос — когда.
Ружье действительно выстрелило. Это сделал Бахчели. После ареста нескольких сотрудников Управления безопасности Анкары, которых обвинили в связях с организацией «Айхан Бора Каплан», он заявил, что «это может быть заговором против власти образца 2016 года с подключением структур Гюлена». После этого Эрдоган провел экстренные встречи с главой Национальной разведывательной организации Ибрагимом Калыном и министром юстиции Йылмазом Тунчем. По сообщениям проправительственной газеты Sabah, обсуждалось предупреждение Бахчели.
Издание при этом утверждает, что к «подготовке заговора, которая могла осуществляться преступной группой в полиции, могут быть причастны иностранные спецслужбы, в том числе израильская «Моссад». Вслед за этим в результате масштабной операции против организации ФЕТО (гюленисты) по стране было задержано 544 человека, в том числе 48 в Анкаре. А дальше начинаются сплошные вопросы.
Дело в том, что десятки членов организации «Айхан Бора Каплан» были арестованы в Турции еще осенью 2023 года, и с того времени о ней ничего не было слышно. Конечно, шло расследование, но по всем данным, эта организация никогда не располагала силовыми, политическими другими ресурсами, позволяющими совершить государственный переворот. Другое дело, что им можно предъявить обвинения в «стремлении влиять на судебное разбирательство и злоупотребления служебным положением».
Видимо, понимая это, власть стала вводить в действие меры, внешне расширяющие масштабы предполагаемого заговора. Появилось заявление главы МВД Турции Али Ерликая о том, что расследование проводится по статьям «Злоупотребление служебным положением», «Попытка повлиять на справедливое судебное разбирательство и свидетеля» и «Оказание поддержки преступнику».
О других позициях в этом деле не сообщается. Но, как выясняется, главным было предшествующее выступление Эрдогана на конгрессе глав провинций правящей партии «Справедливость и развитие», в котором президент, говоря об итогах проигранных муниципальных выборов 14 мая, заявил о наличии «заговора внутри партии» и предупредил о готовящихся серьезных структурных и кадровых изменениях, что вызвало или может еще только вызвать определенное недовольство среди своих же. Поэтому появившиеся сообщения о возможном перевороте в стране имеют, скорее, упреждающее значение, ведь никто из задержанных начальников полиции не дал показания о причастности к заговору.
Но сейчас уже ясно, что появившиеся слухи о возможном новом заговоре имеют очевидную политическую подоплеку и демонстрируют раскол в правящей партии Эрдогана. Вся Турция с нетерпением ждет того, что будет дальше.