Введёт ли Сербия антироссийские санкций ради сохранения Косово вопреки воле большинства сербов?
Вашингтон, похоже, решил поторговаться с Белградом. В обмен на введение санкций против России он готов оказать Сербии экономическую и дипломатическую поддержку. В том числе — и по исключительно болезненному для Белграда вопросу статуса Косово.
На это прозрачно намекнул специальный посланник США по Сербии и Косово Габриэль Эскобар. Он заявил, что для Сербии «невыгодно» отрываться от европейского сообщества, антироссийские санкции должны ввести все европейские страны. И, если Белград проявит понимание и уступчивость, то Вашингтон и Брюссель могут попросить власти непризнанного Косово соблюдать ранее достигнутые договорённости, касающиеся прав сербов, проживающих на севере территории.
До этого Запад практически в открытую угрожал Сербии остановкой евроинтеграции, прекращением инвестиций и санкциями из-за её позиции в отношении России. Зажимают Сербию и в процессе переговоров по статусу Косово. Запад принуждает Белград принять условия нового франко-германского плана переговоров с Приштиной. Суть их состоит в том, что Белград не будет препятствовать вступлению Косово в международные организации — например, в ООН — при этом не признавая независимость края на официальном уровне.
А чтобы сербы не особо упрямились, западные «партнёры» пригрозили всеохватывающими политические и экономические мерами, которые, по мнению президента Сербии Александара Вучича, нанесут большой ущерб его стране. Дошло до того, что Вучич заявил о возможном уходе со своего поста, потому что сделал для сохранения государства все, что мог.
Так может, Сербии сейчас ухватиться за предложение Эскобара, пойти на временные уступки, чтобы не подставляться под возможные санкции? А потом, когда звезды сойдутся, решать территориальные и прочие проблемы? Эксперт Татьяна Стоянович считает, что такая постановка вопроса абсолютно неактуальна.
— Сербия не может «на время» прогнуться под Брюссель или Вашингтон. Хотя бы потому, что Запад не видит в ней равноправного партнёра. Сербию никогда не примут в ЕС, так же как и остальные страны Западных Балкан. Для того, чтобы Евросоюз, который не может справиться с собственными внутренними проблемами, все-таки держал этот регион в сфере евроатлантического влияния, была придумана инициатива «Открытые Балканы». В рамках этой или какой-то подобной инициативы Запад и видит будущее региона. Поэтому никакие уступки положение Сербии не упрочат. И только усугубят уже существующие проблемы.
«СП»: — А как насчёт довольно прозрачных намёков Габриэля Эскобара на возможную помощь в переговорах с Приштиной, если Сербия проявит европейскую солидарность?
— ЕС и США как раз являются основной причиной территориальных проблем Сербии. Напомню, что переговоры по Косово и Метохии велись в рамках ООН и были перемещены они на платформу ЕС с согласия Белграда. Сербия, которая провозгласила евроинтеграцию приоритетом своей национальной политики, посчитала, что это будет более целесообразным. У предыдущих сербских властей даже был лозунг: «И Косово, и ЕС».
Но сегодня Брюссель недвусмысленно дал понять Белграду, что об этом не стоит даже и мечтать. Тем не менее пока евроинтеграция, против которой, к слову, выступает более 50% населения Сербии, остается приоритетом национальной политики, территориальный вопрос Белград вряд ли сможет решить в собственную пользу.
При этом Белград может пожертвовать чем угодно, только не Косово. Здравый смысл и забота о населении в данной ситуации — это не кредиты, которые Запад обещает за отказ от южного края. Это как раз надежда на то, что Сербия сохранит свою политическую субъектность для этих лучших времен, когда, как вы говорите, «звезды сойдутся». Но эту надежду обеспечит только отказ от франко-германской инициативы.
«СП»: — Может ли Россия как-то поддержать Сербию, чтобы та могла выдержать давление Запада?
— Россия может не допустить вступления Косово в ООН и другие международные структуры, даже если власти в Белграде с этим согласятся в том или ином виде. Косовский вопрос — это ключевой для выживания сербской нации и сербского государства. Любой отказ от Косово для Сербии будет не концом, а всего лишь началом крайне серьёзных проблем. Так что поддержка Россией территориальной целостности Сербии очень важна для сохранения консенсуса в сербском обществе.
«СП»: — Пойдёт ли президент Вучич на введение антироссийских санкций?
— Когда заходит речь о Вучиче, часто звучит фраза, что он пытается усидеть сразу на двух стульях. Но она неверна. С самого начала своей политической карьеры Вучич сидел только на стуле Евросоюза. А то, что он старается поддерживать с Россией хорошие отношения, объясняется тем, что его электорат в подавляющем большинстве настроен пророссийски.
Так что до начала СВО демонстрировать хорошие отношения с Россией ему было выгодно. Но после того, как Запад начал рвать отношения с Россией, он уже не может этой линии открыто придерживаться. Но у него нет особой дилеммы, с кем быть. Это часто объясняется геополитическим положением Сербии, которая находится в окружении стран НАТО и Евросоюза. Но, тем не менее, не надо забывать, что самого Вучича к власти привёл именно Запад.
Ещё важно понимать, что вопросы статуса Косово и введения санкций против России взаимосвязаны. По ним в сербском обществе существует консенсус. Люди вне зависимости от своих политических взглядов в подавляющем большинстве считают, что Косово — это неотъемлемая часть Сербии, и они так же резко против введения антироссийских санкций. И сверхдавление Запада в этом случае может дать обратный эффект. Потому что любой сербский политик, в том числе и президент страны, понимает, что уступки в этих двух вопросах обернутся для него политическим самоубийством.