Мишустин утвердил черный список стран-разрушителей, осталось определиться, как ловчее им противостоять
Список стран, навязывающих деструктивные установки, противоречащие российским духовно-нравственным ценностям, своим распоряжением утвердил премьер-министр РФ Михаил Мишустин.
Данный перечень принят в соответствие с президентским указом от 19 августа 2024 года, предусматривающим оказание гуманитарной поддержки иностранцам, которые разделяют традиционные духовно-нравственные ценности, говорится в документе, опубликованным на официальном портале правовых актов.
В принятом списке 47 государств, среди которых США, Великобритания с заморскими территориями, Австралия, Болгария, Испания, Италия, Канада, Кипр, Микронезия, Нидерланды, Польша, Южная Корея, Украина, Финляндия, Франция, Швеция, Эстония, Япония…
В перечне отсутствуют такие страны как Венгрия, Словакия, являющиеся членами ЕС, а также входящая в НАТО Турция. Распоряжение кабмина вступает в силу со дня его опубликования.
Что касается традиционных российских духовно-нравственных ценностей, то они были упомянуты в соответствующих Основах госполитики, утвержденных в июне 2022 года. Тогда же правительству было поручено подготовить список государств, противодействующих этим ценностям и навязывающих своим гражданам нездоровые установки.
Кроме того, в России есть перечень недружественных стран, первый из которых был утвержден еще весной 2021 года, в нем были упомянуты США Чехия, в отношении их дипломатических представительств были введены некоторые ограничения. После этого появился еще один список недружественных государств, экономические отношения с которыми осуществлялись в особом порядке.
Политолог, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии, доцент Финансового университета при правительстве РФ Денис Денисов напомнил, что уже два года в России, после выхода указа президента в ноябре 2022 года, существует перечень духовно-нравственных ценностей, состоящий из 17 пунктов.
— Эти ценности российское государство должно защищать и популяризировать — как среди своего населения, так и вовне. Исходя из этого, в нынешних условиях глобального конфликта формализуется подход в том числе к защите этих ценностей. Исходя из этого кабинетом министров был принят этот документ.
Теперь необходимо посмотреть, какие последствия вызовет этот перечень, поскольку логично ожидать принятия новых документов, раскрывающих, как противостоять влиянию упомянутых стран. Инструменты и механизмы у нас для этого есть, теперь ими надо как следует воспользоваться. Тем более, что практика деструктивного влияния против нашего государства использовалась десятилетиями, если не столетиями.
«СП»: Получается, что необходимо противодействовать в ценностном плане аж 47 государствам и территориальным образованиям. Тут следует занять, видимо, более активную позицию — продвигать наши ценности, популяризировать их…
— Безусловно, это следует делать, для такой популяризации за рубежом мы имеем необходимые инструменты. Другое дело, что пока соответствующего приоритета у государства я пока не наблюдаю. Но с технологической, технической точки зрения ресурсы у нас имеются для очень эффективной работы в данном направлении.
«СП»: Например?
— Если не касаться специфической сферы, связанной с работой спецслужб, можно назвать медиа, новые медиа, социальные сети, которые могут прекрасно использоваться для продвижения наших нарративов. И они должны использоваться. Но все упирается…
«СП»: В пассивную позицию государства и его представителей?
— Пассивная позиция — это всего лишь один аспект. А второй связан с тем же иновещанием, которым, похоже, занимаются люди, обладающие иными приоритетами, а вовсе не теми, что декларирует государство.
Политолог Александр Асафов сообщил, что данный перечень связан с изменением российской миграционной политики.
— В целом изменения внесены в восемь различных законодательных актов. Касательно одного из них президент Владимир Путин подписал указ, касающийся людей, преследуемых в своих странах за приверженность традиционным ценностям, которые могут получить российское гражданство по отдельному механизму.
«СП»: Получается, мы 47 стран отнесли к группе, где такие ценности не в почете?
— Нет, документ, подписанный Мишустиным, вовсе не определяет страны с «низкой социальной ответственностью» или относящиеся к сомнительной категории. Он обозначил государства, где могут преследовать людей (или уже имеются соответствующие прецеденты) за их убеждения, мысли, веру, приверженность традиционным ценностям в части семьи. Это решение принято для подготовки механизма вступления в российское гражданство тех, кто может у себя в стране подвергаться гонениям или уже подвергается.
Запросы на получение гражданства России от представителей указанных в перечне стран уже есть. Именно поэтому президент некоторое время назад подписал данный указ, а Мишустин продолжает подкреплять его необходимыми законодательными актами.
«СП»: По-вашему, таких желающих получить вид на жительство или гражданство нашей страны будет много?
— На мой взгляд, здесь не стоит оценивать количественными категориями. Даже если это спасет жизнь и свободу одному человеку, данное решение уже необходимо.
«СП»: Иными словами, документ важен в плане активизации отстаивания Россией таких ценностей?
— Безусловно. Мы защищаем свой суверенитет. Мы понимаем, что наши заявленные ценности совпадают с ценностями приверженцев всех традиционных религий. Мы также прекрасно понимаем, что сейчас происходит в мире по данному вопросу, это понимание отражено в документе.
И люди в других странах, которые разделяют наши подходы, могут оказаться в сложной ситуации, в этом месседж документа и состоит. И это не просто сегодняшнее, спонтанное решение, а отражение системной политики, обозначенной в указе президента от 9 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».