Леонид Калашников: По некоторым вопросам Турция занимает несколько двусмысленную позицию
Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретятся на полях саммита ШОС, который проходит в Астане. Об этом сообщил помощник президента РФ по международным делам Юрий Ушаков.
— У нас давно уже планируется визит в Турцию. Я думаю, что лидеры этот вопрос будут обсуждать. Все важные, в том числе — чувствительные вопросы предоставится возможность обсудить в этот раз, — сказал Ушаков.
О том, какие сложные и болезненные вопросы накопились во взаимоотношениях России и Турции, «Свободной Прессе» рассказал председатель комитета Госдумы по евразийской интеграции Леонид Калашников.
— Эрдоган много месяцев назад анонсировал визит Путина в Анкару, но Путин его отложил. Очевидно, что сделано это было не просто так. В ходе визита подписываются документы, но для этого их нужно сначала согласовать в рабочем порядке. Очевидно, до сих пор этого не удавалось сделать.
«СП»: Леонид Иванович, какие темы требуют согласования, на ваш взгляд?
— В связи с санкциями накопились проблемы в области банковского обслуживания тех миллионов туристов, которые ездят в Турцию. Не работает карта «Мир», и даже карты международных систем, если они эмитированы в России.
Те же проблемы с расчетами препятствуют запуску ядерной электростанции «Аккую», который запланирован на 2024 год.
Болезненной остается тема черноморских коридоров, которые предоставляет Турция для наших судов. Пока они открыты по доброй воле, а не на основании договоров.
Между Турцией, Украиной, ООН и Россией было соглашение о дополнительных коридорах, они оказались не безопасными, суда подвергались атакам украинских беспилотников.
«СП»: Вы имеете в виду маршруты зерновой сделки?
— Да, но по ним не только зерно шло, но и нефтетанкеры, и всё остальное.
Думаю, что эти вопросы будут обсуждаться обязательно. Кроме того, Эрдоган время от времени предлагает свой мирный план. Наверное, поговорят и об этом.
По некоторым вопросам Турция занимает несколько двусмысленную позицию. Вплоть до того, что турки отпустили главарей националистического украинского батальона, которые предназначались для обмена.
Это, конечно, не добавляло взаимного доверия, хотя в качестве оправдания можно сказать, что Эрдоган был отягощён определёнными выборными процессами. Сейчас этот груз сброшен, и мы, возможно, продвинемся по некоторым вопросам.
Руководитель Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич рассказал «Свободной Прессе» о вооружениях, которые Анкара поставляет украинскому режиму.
«СП»: Андрей Францевич, Турцию многие упрекают, что она ведет двойную игру: пытается быть союзником Москвы, а оружие поставляет Киеву. Это проблема?
— Я считаю, что это — не болезненный вопрос. Турция — это вторая страна в НАТО по мощности вооружений. Она обгоняет и Германию, и Францию, и Великобританию. У Турции мощнейший оборонно-промышленный комплекс.
А в реальности Турция дала Киеву крохи в виде броневиков Kirpi.
Турция обладает огромным парком бронетехники, мощнейшими высокоточными системами залпового огня. Ничего из этого Турция не поставляла.
Самое важное, на что давил Запад — чтобы Эрдоган отдал Киеву комплексы С-400. Турция на это не пошла, хотя за это её исключили из программы F-35 Lightning II.
«СП»: А беспилотники Bayraktar? Разве их нет у Киева?
— Контракты на их поставку были заключены до начала СВО. После начала СВО новых поставок не было. Просто сейчас этот вопрос всплыл потому, что 2 июня мы сбили очередной Bayraktar. Но речь идет о тех беспилотниках, которые были поставлены давно, и просто находились в резерве. Просто очередной из них нашёл свою смерть в полях Украины.
На самом деле к болезненным вопросам я бы отнес другие: связанные с Сирией и с операциями турок против курдов. А в остальном они продолжают быть нашими союзниками.