«В Крыму в начале 90-х не было ни света, ни воды, ни отопления. Мы как-то жили. Пусть и они так поживут»
Последствия антироссийских санкций, так неожиданно обрушившиеся на коллективный Запад, оказались весьма для него неприятными. А все из-за того, что он недооценил влияние Москвы на мировые энергетические рынки. Но когда речь заходит об угрозе энергетического кризиса, как правило обсуждаются проблемы, касающиеся поставок нефти и природного газа. Однако для США и их европейских союзников есть еще один уровень риска, и связан он с атомной энергетикой.
«Западные лидеры должны немедленно рассмотреть свою зависимость от российского ядерного экспорта и предпринять шаги по его сокращению, иначе они столкнутся с еще одним энергетическим шоком от рук Путина» — статью с таким посылом опубликовало американское издание The Hill.
Авторы публикации не абы кто, а вполне уважаемые и компетентные эксперты. Первый — Мэтт Боуэн, доктор философии, научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета. Второй — Пол Даббар, бывший замминистра энергетики по науке, в настоящее время он является приглашенным научным сотрудником в том же Центре глобальной энергетической политики.
Эксперты бьют тревогу: по их мнению Россия в ответ на санкции, направленные против ее энергетического сектора, может ударить по больному месту Запада — ядерной энергетике.
Росатом может, во-первых, прекратить поставку запчастей, необходимых для обеспечения безопасной работы реакторов, а во-вторых — остановить поставки обогащенного урана.
Неожиданно для политиков выяснилось, что Россия имеет весьма значительную долю на мировом рынке атомной энергетики, а в некоторых звеньях цепочки ядерных поставок вообще является монополистом. Потому в настоящее время отказаться от сотрудничества с Росатомом США и их союзники не могут, даже если очень захотят. Действующие или строящиеся российские реакторы есть во многих странах, в том числе в Финляндии, Чехии, Турции, на Украине. Без поставок из России материалов и оборудования возникнут проблемы в их эксплуатации, возможно даже, что реакторы придется попросту остановить. Теоретически западные компании могут со временем развернуть собственное производство всего необходимого, но это вопрос отдаленного будущего. А бесперебойную выработку энергии нужно обеспечить прямо сейчас.
Отдельная проблема — это поставки обогащенного урана. В принципе урановой руды в мире — завались. И на долю России приходится только 6% ее добычи. Вот только сама по себе руда особой ценности не представляет. Ее надо еще довести до состояния, пригодного к использованию. И вот тут-то оказывается, что Россия контролирует 40% мирового рынка обогащенного урана. А еще она владеет 46% мощностей, необходимых для этого процесса.
В мире сейчас действуют 439 реакторов. И почти все они, в том числе реакторы ВМФ США, работают на обогащенном уране.
Разумеется, в этой ситуации США волнуются прежде всего за себя: если Россия прекратит поставки обогащенного урана американским энергетическим компаниям, это может привести к остановке реакторов уже в этом году. А учитывая, что в отдельных районах атомная энергетика составляет более 20% генерирующих мощностей, то цены на электроэнергию подскочат до немыслимых отметок. Плюс имеющихся мощностей не хватит даже для того, чтобы обеспечить спрос населения. Представьте, что Нью-Йорк или Вашингтон с наступлением сумерек погружаются во мрак и жизнь в них останавливается. Жутковато, не правда ли?
И в том, что Россия в принципе может использовать свой экспорт энергоносителей в политических целях, эксперты не сомневаются: прекратила ведь она в мае поставлять природный газ в Польшу, Болгарию и Финляндию.
Впрочем, Москве совершенно необязательно демонстративно вставать в позу и отказываться сотрудничать с кем-либо в сфере ядерной энергетики. Можно все обставить культурно, как и в случае с поставками газа, считает Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития.
— Мы же не отказывались поставлять газ. Просто перешли на рублевую схему расчетов. Одни страны это устроило, другие — нет. Для кого-то это оказалось совершенно неприемлемым, но многие приняли предложенную нами схему. Так что России незачем отказывать в поставках, связанных с атомной энергетикой. Но мы вполне можем перейти на расчеты в рублях во всем, что относится к этой сфере. Пусть американцы платят нам в рублях, например, через тот же Газпромбанк. Или через Сбер. Это будет вполне разумное решение. Тем более, что годовые объемы поставок урана по деньгам сопоставимы с суточными объемами поставок газа. Ну, может, пары суток, по текущим-то ценам. Для России это не суперденьги, хотя «Росатом» в них, конечно, заинтересован. Но если руководствоваться интересами не одной корпорации, а государства, то поиграть в навязанную нам санкционную игру вполне можно.
«СП»: — Действительно ли в случае остановки ядерных поставок из России, ситуация в США может стать критической — или же это страшилка, призванная укрепить общественное мнение в том, что нужно всемерно развивать «зеленую» энергетику, атомную в том числе?
— В США сейчас очень сложная ситуация в целом по энергобалансу. Гидростанции из-за малой водности работают на минимуме, тут сказалась аномальная жара. Природный газ в огромных объемах идет в Европу, потому что сейчас именно в Европе самые высокие цены. Так что на внутренних потребителей его в полной мере не хватает. Стоимость бензина побила исторический рекорд, превысив 5 долларов за галлон (3,78 литра). На этом фоне энергобаланс очень и очень натянутый. США признают, что могут быть проблемы с энергообеспечением в отдельных регионах. Но если и атомные электростанции встанут — то это дополнительно усилит риски отключения электроэнергии…
Что до общественного мнения, то идея прикрыть атомную лавочку пришлась по вкусу многим россиянам. Кажется, наши западные «партнеры» уже заставили нас переступить черту, за которой любые проблемы противника вызывают лишь чувство морального удовлетворения.
Вот вам реплика из соцсетей: «Смешная цепочка: уран для США Украина поставляет в Россию. Там его обогащают и в виде таблеток отправляют в США. Там делают сборки и продают их Украине. Которая покупает их у США назло России».
Или еще: «В Крыму в начале 90-х не было ни света, ни воды, ни отопления. Мы как-то жили. Пусть и они так поживут».
И то правда. Почему нас должны трогать проблемы американцев? Пусть о них дедушка Байден переживает. Президент как-никак. Правда сочувствия от него — как от козла молока. На днях он назвал рост цен на бензин и рекордную инфляцию «ожидаемым побочным продуктом помощи Украине». Дело было на приеме нацкомитета Демократической партии. Вот только рискнет ли старина Джо повторить это в случае блэкаута?