Борис Марцинкевич: Америка продолжит покупать топливо «Росатома», только в три раза дороже
Некоторые операторы ядерных реакторов в США могут столкнуться с нехваткой топлива, что приведет к остановке АЭС и повышению цен на электроэнергию. Об этом сообщает американская пресса.
В одном из последних выступлений перед отставкой старой администрации Вашингтона, заместитель помощника президента по национальной безопасности Далип Сингх заявил, что Россия превратила уран в «новое геополитическое оружие».
Москва ограничила поставки ядерного топлива в США ноябрьским (2024 года) постановлением правительства.
В США более 60 действующих АЭС. Точную цифру назвать сложно, потому что некоторые станции то прекращают генерацию, то возобновляют работу. На всех станциях — около 200 реакторов, из которых чуть более половины работают, а остальные — отдыхают в режиме холодного останова.
Такая особенность связана с тем, что ядерная генерация в США — это частный бизнес.
Атомная энергетика обеспечивает Америку электричеством на 20%.
США потребляют 25 тысяч тонн ядерного топлива в год, при этом сами они в прошлом году произвели только 90 килограмм этого топлива. Это было сделано в рамках экспериментальных работ.
Иначе говоря, топливо для АЭС Америка не производит, а закупает его исключительно за границей. При этом 46% всего ядерного топлива, которое есть на мировом рынке — это продукция «Росатома».
Рекомендуя правительству России ввести ограничения на поставки энергоносителей в недружественные страны (а это было на совещании с правительством в сентябре 2024 года), Владимир Путин отметил, что делать это нужно не в ущерб самим себе.
О том, кому «Росатом» теперь продаёт ядерное топливо, «уплывшее» из рук американских энергетиков, «Свободной Прессе» рассказал специалист по ядерной энергетике и главный редактор журнала «Геоэнергетика.ru» Борис Марцинкевич.
«СП»: Борис Леонидович, насколько справедливо утверждение американских политиков, что Россия используют ядерное топливо, как геополитическое оружие?
— Решение правительства России — это зеркальная мера на тот закон, который быт принят в США. Они первыми отказались от импорта российского обогащённого урана (сделав при этом исключение, что если хочется, то можно — «СП»).
Поэтому та волна, которую поднимает ушедшая в никуда администрация Байдена, вызывает удивление. Тем более, что постановление правительства России предусматривает возможность поставок в США при необходимости — на основании разовой лицензии от имени Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.
О том, что дефицит топлива в США возможен — было известно, поэтому в предыдущие два года они резко нарастили импорт из России (на 43% — «СП»).
Точно так же для них не были новостью сроки, которые понадобятся другим производителям, чтобы заместить производственные мощности «Ростатома» для нужд США: это 7−8 лет. И это сказано не российскими пропагандистами, а МАГАТЭ.
И на что они обижаются?
«СП»: Не вредит ли «Росатом» собственным коммерческим интересам, наказывая Америку?
— Действия «Росатома» обусловлены постановлением правительства России, «корпорация знаний» не может самостоятельно принимать такие решения.
Теперь давайте посмотрим, что происходит на рынке. Если взглянуть на данные Таможенной службы Китая, то мы увидим там ядерное топливо.
Китай никогда не поставлял этот продукт на экспорт, а использовал только для внутренних нужд. С учетом объема строительства новых энергоблоков в КНР, ему свои реакторы топливом обеспечивать нужно. А вот сейчас впервые на американском рынке появились предложения от китайских производителей.
При этом Китай практически втрое увеличил объём закупок у «Росатома».
На самом деле своим прекрасным законом Байден поддержал европейские традиции: не покупать энергоресурсы у России напрямую, а делать это через третьи руки в два, в три раза дороже.
«СП»: Перепродаём в Америку через Китай. «Росатом» не теряет при этом в доходах?
— Я думаю, что эта комбинация подробно согласована правительствами России и Китая.
«СП»: На рынках других энергоресурсов картели регулируют добычу, чтобы диктовать цену. На рынке ядерного топлива существует такой инструмент?
— На рынке урана не требуется картель. У «Росатома» 46% мировых производственных мощностей по обогащению урана до энергетического уровня.
Разумеется, мы можем увеличивать и сокращать производство. Но, в отличие от нефти, уран — специфический товар: за пределами долгосрочных контрактов — на спотовом уровне — находится от силы 10% ядерного топлива.
«СП»: Уран обогащают впрок, чтобы он где-то хранился, или всё топливо сразу уходит клиенту?
— Есть запасы готового топлива. На территории Казахстана существует Международный банк обогащённого урана, который организован тремя сторонами: Россией, Казахстаном и МАГАТЭ. Он создан как раз для таких случаев, если где-то возникает проблема с поставками. Здесь всегда можно быстро купить и получить.
«СП»: Может ли дефицит ядерного топлива в США стать аргументом при переговорах Москвы и новой администрации Вашингтона?
— Доля атомной генерации в США — 20%. Доля «Росатома» в этой генерации до последнего времени составляла около 30%. То есть в итоге речь идет о 6% американского энергопотребления.
Насколько эти 6% — серьёзная величина, чтобы манипулировать Америкой, я судить не берусь, — сказал Борис Марцинкевич.
Обогащением урана в промышленных масштабах занимаются всего четыре компании в мире. Помимо «Росатома», это консорциум Urenco, китайская CNNC и французская Oran. Причём две последние до сих пор работали исключительно на свои страны, но всё равно не могли удовлетворить внутренние потребности полностью.