Европа уже не так едина, как 20 лет назад — и Белград может этим воспользоваться
В самопровозглашенной республике Косово опять неспокойно. В ночь на 1 августа на границе были слышны выстрелы, сербы, проживающие в северной части Косово, начали строить баррикады, сработали сигналы воздушной тревоги. В Белграде тоже обстановка была весьма нервная: президент Сербии Александр Вучич предупредил граждан о готовящемся нападении со стороны косоваров. И призвал «представителей больших стран, которые признали Косово», вмешаться в конфликт и остановить косовские власти.
Ну а Приштина стянула к границе с Сербией войска и тяжёлую технику.
Обострение ситуации было связано с тем, с 1 августа на территории Косово выданные в Сербии документы должны были быть признаны недействительными, а владельцы автомобилей с сербскими номерами обязаны были сменить их на косовские. И еще: гражданам с сербскими документами перекрывался доступ на территорию Косова. Об этом, кстати, было объявлено заблаговременно. Но, поскольку местные сербы были изначально резко против этого решения, было понятно, что они с ним не смирятся, даже если это еще больше усложнит их проживание в крае.
Министр иностранных дел Сербии Никола Селакович поспешил заявить, что албанские власти Косово отменяют действия документов, выданных в Белграде, для того чтобы превратить жизнь сербов, проживающих на территории Косова, в ад. А президент Вучич планирует встретиться с представителями косовских сербов, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Но Белград, как это часто случается в последние годы, на словах возмущается, но на деле рычагов давления на Приштину не имеет. А вот Вашингтон привычно рулит: США на голубом глазу уже вмешались в назревающий конфликт и призвали Приштину отложить решение о запрете в регионе машин с сербскими номерами. Послушные косовары обязались перенести ввод запретительных мер на 1 сентября, но при этом осудили попытки сербского населения блокировать трассы на севере края — именно там проживает большинство сербского населения.
Сербы в Косово считают себя заложниками ситуации, и надеются не на Белград, а на Москву, — объясняет Звонко Михайлович, бывший глава сербской общины Штрпце в южной, албанской, части Косово.
— Мы не хотим и не можем смириться с тем, что вынуждены проживать в так называемой республике Косово по правилам, которое диктует это непризнанное государство. И мы готовы противостоять этому всеми возможными способами, даже теми, которые албанские власти считают незаконными.
Никто не может росчерком пера сделать официальные документы Республики Сербия, действительные во всем мире, недействительными в Косово и Метохии. Это безумие, когда кто-то требует от вас отказаться от ваших действительных документов ради бумажек, которые выдаёт непризнанное государство.
И мы против косовских автомобильных номеров. Мы не позволим, чтобы Приштина таким образом утверждала государственность.
Звонко Михайлович подчеркнул, что давление со стороны Приштины не было бы таким сильным, если бы косовский премьер Альбин Курти не пользовался поддержкой США, которые и создали проблему Косово.
— Западные державы не хотят мира. Им нужна нестабильная зона, чтобы изображать из себя гарантов стабильности. Мы, сербы, искренне надеемся, что в ближайшее время произойдет изменение баланса сил в мире, и что Россия займет соответствующее ей положение одной из ведущих мировых держав, а это автоматически означает, что для сербов наступят лучшие дни, — считает Звонко Михайлович.
Международная миссия в Косово под эгидой НАТО (KFOR) пригрозила в случае появления «угрозы стабильности» вмешаться в конфликт, но этот шаг будет направлен не на деэскалацию конфликта, а против сербов, — считает Драган Станоевич, лидер Всесербского движения Патриотов Родины и Диаспоры «РОД»
— Миссия НАТО пригрозила вмешательством. Но нам понятно, что это — против сербов. Когда в марте 2004 начались погромы, они тоже присутствовали, и мы помним, как они спокойно смотрели на то, как албанцы убивают сербов. Косово может стать второй Украиной, потому что за этими процессами стоят одни и те же враги: британская и американская разведки и НАТО. Но если на Украине их задача — разделить страну, то в Косово задача в том, чтобы полностью отторгнуть его от Сербии, выгнав или уничтожив там сербов.
Власти в Белграде в свое время понаподписывали много соглашений с Приштиной, и теперь самозваные руководители Косова требуют их исполнения. Но это не соответствует интересам сербов, поэтому народ, имея уже горький опыт, самоорганизовался и начал строить баррикады. Большинство проблем, с которыми сейчас сталкивается Сербия, созданы Западом. Для них мы — враги, потому что поддерживаем Россию, и они будут действовать против нас, как это делали всегда.
Драган Станоевич отметил, что сербы не видят от Брюсселя никакой поддержки, только требования дальнейших уступок, поэтому дальнейшее продвижение Сербии в ЕС, особенно на фоне того, что происходит на Украине, по сути, потеряло смысл: Запад втянул Украину в такой же кровопролитный конфликт, какой был им создан в бывшей Югославии. Те бывшие союзные республики СФРЮ, которые в ЕС уже вступили, заплатили за это страшную цену — кровью и слезами своих граждан. А теперь их экономики трещат по швам из-за антироссийских санкций.
Сербский политолог Бранко Жуйович полагает, что перенос срока прекращения действия сербских документов на территории Косово является серьёзной дипломатической победой Белграда.
— Я предполагаю, что в последние недели, а, возможно, и месяцы Белград предпринимал определенные дипломатические усилия, чтобы смягчить ситуацию.
Не знаю, действительно ли НАТО, замаскированное под КФОР, хочет мира и стабильности в Косово и Метохии в данный момент, но я знаю, что протест сербов с севера Косово и Метохии, на которых Белград, несомненно, имеет большое влияние, дал результат. Как пройдет перенос введения нового регламента и не будет ли в нем подводных камней — спрогнозировать непросто. Но сам Запад сегодня не так однороден, как два десятилетия назад — во многих отношениях, в том числе в вопросе статуса Косово и Метохии, что дает Белграду пространство для маневра. Это видно по реакции американского «посольства» в Приштине, вынудившей Курти отступить, и особенно по заявлению Ричарда Гренелла (экс-представитель США по мирным переговорам Белграда и Приштины — ред.) о Курти как о фашистском лидере. Это было немыслимо 15 или 20 лет назад.
«СП»: — Но рано или поздно Белграду придётся отступиться от Косово, если он хочет стать членом Евросоюза. Это ведь одно из условий вступления.
— Я думаю, что внешняя политика президента Вучича как нейтральная на данный момент сильно определяется, даже цементируется, общественным мнением в самой Сербии. Исследования показывают, что более 80 процентов граждан страны поддерживают Россию и Китай и не хотят вступать ни в НАТО, ни в ЕС. Это константа, которую будет трудно изменить из-за исторического опыта сербского народа с 18 века и заканчивая 1999 годом, а также отношение Запада к бывшей Югославии и Косово. Путь Сербии в ЕС все равно провалился. Колеса крутятся, а страна стоит на месте.
Обострение ситуации на севере Косово вызвало всплеск эмоций и в Европе, и в России, и даже на Украине, где своих проблем выше крыши.
Так депутат Рады Алексей Гончаренко опубликовал в соцсетях пост, в котором написал, что в случае вторжения Сербии в самопровозглашенное Косово Украина должна защитить косоваров, в том числе и военным путем.
Премьер-министр Испании Педро Санчес признал, что провозглашение в одностороннем порядке независимости Косово от Сербии в 2008 году было нарушением международного права. Причём заявил он это, находясь с визитом в Албании.
А первый замглавы международного комитета Совфеда РФ Владимир Джабаров предположил, что в случае необходимости Россия может поставить Сербии какое-то вооружение, если, конечно, Белград обратится за помощью к России.
«Помощь может быть даже в случае необходимости поставки каких-то вооружений, если сербы к нам обратятся», — сказал политик.