Рекомендации не ездить отдыхать за рубеж и не кичиться сладкой жизнью — как элемент подготовки к «Выборам — 2024»
Скандальные новогодние каникулы ряда региональных чиновников и депутатов не прошли бесследно, и источники говорят о необходимости политических корректировок.
Отныне всем региональным госслужащим будет рекомендовано проводить свой отдых в российских широтах. Вместо Мексики, Турции и ОАЭ — курорты Краснодарского края или санатории на Волге. При этом чиновники всячески должны подчеркивать: они проводят время с семьями, во вполне бюджетных условиях, которые по карману сегодня многим соотечественникам. Желательно выкладывать пруфы: например, дешевые авиабилеты.
В частности, губернатор Вологодской области Олег Кувшинников («Единая Россия») 16 января «настоятельно рекомендовал» депутатам и чиновникам региона «воздержаться от поездок в зарубежные страны». «В столь сложное для страны время проводить отпуск на люксовых курортах и сознательно, публично размещать в социальных сетях провокационные фотографии считаю недопустимым ни для депутатов, ни для чиновников любого уровня», — заявил он. Аналогичным образом поступили главы и ряда других регионов страны.
Представители федерального центра в приватных беседах утверждают, что новогодние скандалы с участием решивших бурно отдохнуть за рубежом депутатов и чиновников особенно болезненно воспринимаются в текущих условиях: получается, что, с одной стороны, страна находится в острой фазе специальной военной операции, несет серьезные издержки, а с другой — люди во власти, в том числе и на низовом уровне, демонстрируют полную оторванность от реалий. Они продолжают жить по прежним правилам, когда роскошь повседневной жизни пусть и не приветствовалась, однако не наказывалась столь жестко как сегодня.
Инсайдеры заявляют, что показательных процессов по наказанию «зажравшихся чиновников» будет несколько; все они призваны продемонстрировать, что такое поведение — сродни предательству. Именно этот посыл сегодня — превалирующий.
— Но есть и второе основание для появления таких негласных рекомендаций, и оно не менее важно, хотя о нем не так громко рассуждают, — поделился своим мнением по этому поводу независимый политолог Александр Асафов. — Это безопасность чиновников. Дело в том, что нахождение госслужащих, имеющих доступ к какой-либо не секретной, но тем не менее чувствительной (для общества, системы управления и так далее) информации за рубежом может (и часто, к слову, вызывает) интерес со стороны различных спецслужб иностранных государств. И эти службы могут проявлять интерес к таким персонам как сами по себе, так и по заданию специальных служб недружественных России стран. Тем более что ситуации, связанные с этим, уже имели место. Поэтому чиновников, которые, независимо от занимаемой должности являются объектом потенциального интереса разведок мира, и предупреждают, вводя вот такие рекомендации, что они могут подвергнуться опасности.
Похоже, озвученное экспертом данное основание для введения негласных запретов имеет куда больше оснований стоять не на втором, а на первом месте в сложившейся политической ситуации.
Потому что близится время региональных выборов, которые должны состояться в этом году.
А они, как считает ряд политологов, будут иметь особое значение: в крупных российских городах те из чиновников, кто получит мандат, приобретут билет в будущий «трансфер власти-2024».
«Планы западных спецслужб уже известны — раскачать федеральную власть через регионы к началу 2024 года, — поделился личными соображениями на этот счет, в частности, политолог, профессор ВШЭ Марат Баширов в своем tg-канале „Политджойстик“. — И без сопротивления через социальные сети, без лояльных местных органов власти и региональных общественных социальных организаций противостоять этим планам будет крайне сложно. Технологии „цветных“ революций — это уже прошлый век. К нам будут применять технологии военно-гибридные, в которых будут и информационные программы с фейками и постановками на театре военных действий и в тылу, и публичные акции с лицами, популярными в разных социально-возрастных группах, и элементы террора с нагнетанием примитивного животного страха, и санкции, напрямую бьющие по обычным гражданам. Всё пойдет в ход».
Москва, считает он, не дотянется до всех городов России-матушки, а силовики на местах — это такие же нижегородцы, кавказцы, красноярцы или дальневосточники, как и живущие с ними рядом водители, слесари, продавщицы и нянечки. Против сетевой кампании может выстоять только сетевая контркампания, а лучше проактивная кампания. И в фокус этих контр/проактивных кампаний неизбежно попадут люди, имеющие официальные мандаты или стремящиеся их получить.
«Если они будут популярны и на стороне федеральных властей — будет легче, если окажутся слабыми — на первый план выйдут неформальные лидеры, — рассуждает далее Марат Баширов. — А если вообще перейдут на сторону наших противников, то тут нам придется пережить попытку Москвы решить вопрос репрессивными методами (не факт, что сработает). Поэтому каждый, кто будет участвовать в осенних выборах, становится участником предвыборной подготовки к 2024 году. А тот, кто победит — субъектом «трансферта 2024». То, что президент Путин пойдет на перевыборы в 2024 году, мало кто сомневается, и задача Запада, как максимум, не допустить этого, а задача-минимум — не допустить обновления окружения вокруг президента Путина. В этом состоит цель первого этапа «трансферта 2024».
Так что, господа кандидаты, если вы просто собрались за мандатом, чтобы дальше иметь возможность торговаться с региональными властями за контракты и землю, то подумайте сто раз — готовы ли вы взвалить на себя еще и трансфертную задачу. Ошибки, ухудшающие социальную обстановку или попадание в негативную медиа-повестку не простит федеральный центр, а избежать открытого разговора с народом не удастся точно. Сам по своим выступлениям от Москвы и до Хабаровска знаю какие непростые вопросы задают и о СВО, и об экономике в стране, и о будущем России".
В таком свете, безусловно, появление негласных и даже гласных рекомендаций региональным чиновникам воздержаться от поездок за рубеж в ближайшем будущем логично трактовать как работу федеральной власти в области нейтрализации любой возможности манипуляций извне. А в том, что попытки такие обязательно будут, как и в том, что их конечно целью будет являться, по существу, полный развал суверенности России, сомневаться не приходится. Запад не станет упускать возможность через завербованных за рубежом регионалов любого уровня расшатать внутриполитический расклад российских сил в свою пользу.
Вот только все ли региональные чиновники беспрекословно «возьмут под козырек» и исполнят рекомендации не выезжать за рубеж? Не приведет ли это к тому, что гражданская номенклатура, непривычная к таким изменениям, будет чувствовать дискомфорт, поскольку значимым атрибутом ее существования давно стала демонстративность, граничащая с нарциссизмом жажда лайков в соцсетях под своими постами и фоточками? И она, соответственно, станет всеми правдами и неправдами обходить эту рогатку, тем самым, наоборот, «раскачивая лодку»?
— Много лет подряд многократно предупреждали людей, что лучше не надо вкладывать средства в объекты недвижимости и другие активы за рубежом, наступит время — и этим нельзя будет воспользоваться. Кое-кто прислушивался, а остальные не придавали этим словам особого значения. Но вот теперь многие из этих стран, где создавались и имелись активы — недружественны, со всеми вытекающими последствиями, — делится своими соображениями на этот счет Александр Асафов. — Я не думаю, что госслужащие будут недовольны и примутся «раскачивать лодку». Конечно, я не исключаю того, что найдутся недовольные и даже нарушители, но это будут единичные случаи, а не массовые, и эти региональные исключения все же не повлияют на общефедеральную историю.
«СП»: — Уместно ли предполагать в данной ситуации, что к нарушителям рекомендаций воздержаться от выезда за рубеж будут применены какие-то жесткие меры, о которых сразу же станет известно широкой общественности?
— Мы уже недавно видели эпизод с депутатами и исключениями из партии. Думаю, что в рамках партийной дисциплины и этики, действующей в той или иной партии, будут делаться соответствующие оргвыводы. Либо вообще могут приниматься меры в соответствии с трудовым законодательством в рамках реализации собственных полномочий.
Я лично, опять же, не думаю, что здесь могут возникать какие-то прямо совсем исключительные истории, однако общество сейчас очень чувствительно к таким вопросам. И если мы столкнемся с широко освещенным случаем, да еще с декларацией каких-то политических или околополитических позиций, то здесь возможны самые серьезные последствия для нарушителя, вплоть до полного прекращения взаимодействия с ним по работе, включая увольнение.