Почему американцы были вынуждены покупать у нас уран, и где будут брать теперь?
Запрет на импорт в США обогащенного урана из России может вступить в силу в этом году, пишет The Financial Times со ссылкой на представителей американской атомной отрасли.
При этом, по данным Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США, большая часть урана, используемого для питания американских электростанций, импортируется, и около 12% этого импорта в 2022 году пришлось на РФ.
А согласно данным американской статистической службы, США по итогам прошлого года приобрели у России уран на 1,2 миллиарда долларов, что стало максимальным уровнем за все время ведения статистики.
Так почему теперь отказываются? Своего не хватает?
— Обогащенный уран — это уран, в котором доля изотопа U-235 искусственно повышена за счет специального технологического процесса, — поясняет руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог Игорь Шатров.
— Именно он используется в качестве топлива для ядерных реакторов и в производстве ядерного оружия. Для реакторов обычно требуется обогащенный уран с содержанием U-235 от 3% до 5%, а для создания ЯО — 90% и выше.
С января по декабрь 2023 года Россия экспортировала в США обогащенный уран на общую сумму $1,2 млрд. Это на 43% больше, чем годом ранее. Такой скачок, судя по всему, вызван планами отказаться от российского урана с 2024 года. Это же говорит и о выгодности для американских потребителей импортного обогащенного урана российского происхождения.
«СП»: Почему покупают у нас? Они свой не добывают?
— В США почти не обогащают уран. «Понадобится — за рубежом купим» — это принцип не только российского капитализма еще совсем недавнего прошлого, но и, что вполне естественно, американского. У американских бизнесменов ведь наш бизнес и учился. А американские АЭС сплошь частные. И они всегда искали на мировом рынке дешёвый, но качественный уран. Российский относится к этому числу.
«СП»: Откажутся ли они окончательно от российского урана? Уже не первый год обещают… Или будет, как с нефтью?
— Серые схемы поставки урана из России, конечно, будут использовать. Правда, серые схемы — это и более высокая цена, а значит, преимуществ у российского урана в таком случае будет меньше.
Но при этом надо понимать, что Россия, Казахстан и Узбекистан сейчас поставляют США примерно половину урана. «Росатом» и его дочерние компании обеспечивают 35% мирового обогащения урана. Россия занимает второе место по добыче урана в мире, уверенно держит первое — по обогащению и конверсии и устойчиво входит в тройку по фабрикации топлива.
РФ производит топливо для атомных энергоблоков советской конструкции в Чехии, Венгрии, Финляндии, Болгарии, Румынии и Словакии. При этом обогащенный в России уран покупают почти все ведущие державы мира.
«СП»: США в 2023 году закупили у России уран на рекордную сумму. Может, они все это время запасы копили, и сейчас накопили достаточно, чтобы какое-то время им хватило? Надолго ли?
— На какое-то время точно хватит, а потом наступит такая ситуация, при которой дешевая электроэнергия, производимая АЭС, вдруг подорожает для потребителя. И частный американский энергетический бизнес будет вынужден вновь вернуться к российскому урану. Почему? Да потому, что в топе компаний, добывающих уран, российский холдинг «АРМЗ» (структура «Росатома») в 2020 году был на девятом месте — 2846 тонн (6% мировой добычи).
Первые три места рейтинга занимали казахстанский «Казатомпром» (22%), французская Orano (9%) и канадская Uranium One (9%). Но не будем забывать, что Uranium One, владеющая урановыми месторождениями в Казахстане, Намибии, Танзании, Австралии, Канаде и США — это «дочка» Росатома. А «Казатомпром» неофициально является совместным предприятием с российской госкорпорацией. Таким образом, если сложить доли «АРМЗ», Uranium One и «Казатомпрома», то на счету России уже около 36% мировой добычи.
«СП»: Теоретически, кто мог бы заменить российский уран?
— Запасы первичного урана, согласно данным Всемирной ядерной ассоциации, в России составляют около 8% мировых запасов.
Больше только у Австралии (28%), Казахстана (15%) и Канады (9%). Но, как следует из сказанного выше, мало владеть, надо уметь добывать и перерабатывать. Отказ США от закупок российского урана, конечно, не плюс для России, но гораздо большим минусом он является для США.
— США два года спокойно покупали в России обогащённый уран после начала СВО, он не попадал ни под какие санкции, — напоминает военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— Американцам он был нужен, и такая сделка была для них выгодна.
Как оценивать с точки зрения морали продажу ядерного топлива в страну, которая посылает оружие нашему врагу по вооружённому конфликту? Тут ответ простой — такие сделки безобразны, если это действительно прекратится, это будут очень хорошо.
«СП»: Насколько уран критичен для США, как в военном, так и в других аспектах?
— Для производства ЯО используются 235U и 239Pu. Есть оружейные уран и плутоний и реакторный, отличаются они изотопами. Для производства боеприпасов используются оружейные изотопы. Но при желании реакторный плутоний в современных условиях можно превратить в тот, из которого создают ядерное оружие.
Считается, что плутоний использовать для производства ЯО перспективнее из-за более высокого КПД, но это вопрос спорный, не все специалисты с этим согласны. Преимущество урана, например, в стабильности и том, что его можно хранить в твёрдом состоянии, а плутоний только в жидком, поэтому его трудно использовать в чистом виде.
«СП»: Почему американцам был столько времени интересен именно российский?
— Долгое время американцы просто обманывали нас в любых договорённостях с ураном и плутонием. Соглашение Гор-Черномырдин 1993 года, ещё известное как ВОУ-НОУ (или контракт 261), предусматривало вывоз эквивалента 500 тонн высокообогащённого урана из России в США — чтобы его использовали уже в виде низкообогащённого как топливо на американских АЭС.
Этот договор фактически был символом утери Россией политического суверенитета в 90-е, поскольку за 14,5 тысячи тонн НОУ, полученные из того, что могло бы составить 20 тысяч ядерных боезарядов, Россия фактически получила меньше 1% от стоимости радиоактивных материалов.
А на этом топливе работало до половины (!) американских АЭС. А на наших полученный НОУ использовать было нельзя. Именно по условиям договора. Ну, и, конечно, на производство боеприпасов эти 500 тонн, как мы понимаем, тоже пойти не могли.
Получить за бесценок российский уран подорвав при этом боеспособность России, для США было сказочным успехом.
Для сравнения, кстати, США с 1945 года по 1992 смогли произвести только 550 тонн оружейного урана. В природном уране 235-го изотопа всего 0,71%. Только очень развитые страны, владеющие сложнейшими технологиями, способны очистить и высвободить эти доли так, чтобы их стало 90−95% — достаточно для производства ЯО.
Тогда эти поставки урана-235 пытались объяснить тем, что «у России нет денег на утилизацию». На самом деле это была великая урановая афера, от которой экономика нашей страны недополучила триллионы долларов, а предатели, которые её заключали — большие откаты и взятки. А ведь договор был полностью выполнен — последний уран в США по нему ушёл в 2013 году.
Потом было соглашение 2000 года об утилизации оружейного плутония, из которого Россия вышла в 2016 году. ОП (по 34 тонны с каждой стороны) должен был перерабатываться безвозвратным способом — так, чтобы из него нельзя было дальше делать ЯО.
Но американцы опять обманули, в 2016 году они прекратили строительство нового завода по производству МОКС-топлива (смешанного оксидного уран-плутониевого топлива, в которое должен был перерабатываться оружейный плутоний).
Завод этот должен был появиться в рамках договора 2000 года в Саванне-Ривер (штат Южная Каролина). То есть они решили просто подменить условиях хранения и переработки ОП — так, чтобы из него опять можно было производить боеприпасы.
Когда для США были созданы такие отличные условия, как же им не заключать сделки с Россией.
«СП»: Как рассчитываются за поставки? Ведь они даже наши валютные резервы, размещенные в американских бумагах у себя, т.е. непосредственно в США заморозили? С другой стороны, и нефть американские компании у РФ покупали. И это ни для кого секретом не было. Есть схема, когда нефть русскую смешивают, например, с нефтью из другой страны, и выдают за нефть, поступившую из этой страны. С ураном так же?..
— Подробностей мы едва ли узнаем, поскольку эти сведения по закону могут быть отнесены к государственной тайне. Но очевидно, что без предоплаты не обошлось. Что, помимо получения прямых денег от продаж, может играть в этой сделке в пользу Москвы — скорее всего урановые договорённости последних лет были связаны с поставками нефти в США. Что было выгодно обеим сторонам. Это видится вполне рациональной причиной.
«СП»: Кто еще добывает уран такого качества и готов продавать США? По какой цене? Готовы ли США переплачивать?
— В таких объёмах, конечно, никто. И по качеству ничей не сравнится. Поэтому и копили наш. А так — прежде всего Япония, которая нарастила запасы плутония до 80 тонн. Это «энергетический» изотоп. Для сравнения — до сделки 2000 года у России было 125 тонн, у США — 100. Утилизировали, как говорят, примерно по 4 тонны из намеченных 34. Сейчас запасы плутония в России оцениваются примерно в 150 тонн — после выхода из договора.
Добыча плутония хорошо развита в Аргентине, поставки в Соединённые Штаты идут и оттуда. Ещё один поставщик — Индия. Плутоний любого вида производится в любой ядерной стране, но выгоднее, чем от России, американцам плутоний, конечно же, получать будет непросто.