Вучич учел ошибки Януковича и стремится пресечь белградский «майдан» на корню
Крупные беспорядки в Белграде, организованные оппозицией, не переросли в «цветную революцию» благодаря своевременной информации от российских спецслужб. Об этом заявила премьер-министр Сербии Ана Брнабич.
Брнабич поблагодарила Москву за предоставленные сведения, хотя, это «вероятно, не будет популярно на Западе», отметила она. «Но я действительно, особенно сегодня вечером, чувствую, что важно встать на защиту Сербии и поблагодарить людей из российских спецслужб, которые располагали всей этой информацией и поделились ей с нами, а мы со всеми остальными», — сказала глава правительства страны. По ее словам, многие восприняли предупреждение из РФ как «российскую дезинформацию».
Как известно, поздно вечером 24 декабря недовольная публика вначале размахивала флагами Сербии и Евросоюза, а затем принялась забрасывать задние скупщины Белграда камнями, бутылками и фаерами.
Президент Сербии Александр Вучич сообщил, что в ходе беспорядков в ночь на 25 декабря серьезно пострадали двое полицейских и задержаны 35 протестующих. Участники беспорядков пытались взять штурмом здание мэрии Белграда, а также атаковали здание парламента страны. Однако полиция оттеснила толпу от скупщины и оцепила площадь перед ней.
По словам Вучича, произошедшие протесты в Белграде были попыткой лишить Сербию самостоятельности и суверенитета, однако властям республики удалось защитить порядок. Он также сообщил, что «со всей Сербии поступили тысячи звонков от людей, которые хотят приехать на защиту государственных институтов». «Мы просим их не делать этого. Страна достаточно сильна, чтобы защитить Сербию и Белград», — заверил президент Сербии.
Как известно, сторонники оппозиционного блока «Сербия против насилия» выражали недовольство результатами парламентских выборов 17 декабря, требовали отмены их результатов. Однако сербский президент заявил, что «насильственной смены власти не будет».
Как только попытка бунта была подавлена, Александр Вучич созвал срочное заседание Совета нацбезопасности Сербии, а также объявил о намерении встретиться с российским послом в республике Александром Боцан-Харченко.
Руководитель проекта «Балканист» Олег Бондаренко напоминает, что в Сербии регулярно вспыхивали массовые протесты после объявления результатов выборов.
— Исключение составляли выборы в апреле 2022 года, после которых в целом все было спокойно, массовых протестных вспышек недовольства не отмечалось, хотя отдельные проявления недовольства имели место. А в июне 2020-го, когда прошли парламентские выборы, которые бойкотировала часть оппозиции, у здания парламента собралось немало мужчин крепкого телосложения, как говорят, из футбольных фанатов, громивших все на своем пути.
Тогда полиции пришлось применить жесткие меры для недопущения разрастания беспорядков. Причем в тот момент действовали довольно жесткие ограничения, связанные с ковидом, и такая массовость и поведение недовольной толпы порядком напугали часть сербского общества.
«СП»: Сейчас имела место попытка устроить майдан в Белграде?
— Судя по тому, что мы наблюдали — очень похоже на то. Мы видели, что активную часть протестующих составляли некие боевики, пытавшиеся захватить здание мэрии. Похоже на попытку майданизации протеста — его перевода из русла политической борьбы в уличную, когда уже, по большому счету, неважно, кто сколько голосов набрал.
В данном случае, конечно, сербская власть должна показать силу и дать понять, что подобные действия просто недопустимы. Она должна нейтрализовать, отправить под арест зачинщиков беспорядков и начать расследование. Нужно заметить, что попытка захватить здание городской администрации Белграда была еще и стратегическим шагом протестующих — там в сотне метров расположена резиденция президента страны. Поэтому взятие мэрии имело бы еще и политическое значение — раз удался штурм Скупщины, то почему не получится пойти дальше? То есть уже заработала логика уличной борьбы.
«СП»: В ситуации цветных революций у лидеров протеста обычно имеется поддержка отдельных лиц в силовых структурах.
— Трудно сказать, насколько такая поддержка была в данной ситуации. Во всяком случае, каких-то сведений на этот счет пока не всплывало.
По крайней мере, у партии Вучича, находящейся у власти уже 11 лет, была возможность взять под контроль силовые ведомства и укрепить их. Но в таких случаях, конечно, нельзя на сто процентов быть уверенным, что сочувствующих толпе недовольных среди силовиков не было.
«СП»: Можно ли ожидать новых попыток тем же способом оспорить результаты выборов?
— Все зависит от дальнейших действий сербской власти. Если она поведет себя жестко и сможет отправить под арест тех, кто верховодил беспорядками, то все утихнет довольно быстро. Ранее президент Вучич считал, что для усмирения массового недовольства силу нужно применять дозировано. Посмотрим, как он поведет себя дальше. Честно говоря, я бы не стал исключать повторения попыток захвата административных зданий.
Член-корреспондент Академии военных наук, эксперт Лиги военных дипломатов Александр Бартош убежден, что ситуация в Сербии развивается по классическим технологиям «цветных революций».
— Пока мы наблюдаем только один из первых этапов, когда участники беспорядков бурно выражают недовольство. Так что ничего неожиданного для таких сценариев в Белграде не было. Все разворачивалось по схеме. Поэтому такой сценарий следует пресекать в самом начале, в противном случае дело дойдет до следующей фазы, как это было на Украине в 2014 году, когда так называемые протестующие, а на деле подготовленные соответствующим образом деятели, перейдут к убийствам сотрудников правоохранительных структур и новым попыткам захвата административных зданий.
Сейчас им нужен инициирующий импульс, который выведет недовольство на новый уровень, переведет его из разряда массовых беспорядков к начинающемуся противостоянию, даже войне, внутри страны. Таким импульсом может стать убийство политического лидера, сотрудника силового ведомства, другой значительной фигуры. После этого организаторы и участники переворота переходят к более решительным действиям.
«СП»: То есть, за организаторами протестов стоит Запад? Насколько прозападные силы в Сербии влиятельны?
— Их не нужно недооценивать. Они хорошо структурированы, отлично финансируются, организованы по сетевому принципу. Нейтрализация одного лидера не разрушает всю сеть. Так что все зависит от действий сербских властей и спецслужб. Народ Сербии в целом поддерживает Вучича, поскольку тот отстаивает национальные интересы, не признает независимости Косово и стремится поддерживать хорошие отношения с Россией.