Бывший канцлер начинает подменять нынешнего в международной политике
Немецкие пользователи Twitter обсуждают поездку экс-кацлера Герхарда Шредера в Москву, пытаясь разгадать истинные мотивы нахождения бывшего канцлера ФРГ в российской столице. Ранее Шрёдера в Москве обнаружил корреспондент немецкого телеканала NTV. Сам он заявил, что проводит здесь свой отпуск.
«Я здесь несколько дней на отдыхе. Москва — прекрасный город», — заявил Шрёдер корреспонденту.
Однако немецкие интернет-пользователи ищут подвох. Дело в том, что отель, в котором остановился бывший канцлер, находится рядом со штаб-квартирой российской компании «Роснефть».
На вопрос о том, является ли близость отеля к штаб-квартире «Роснефти» случайной, Шрёдер ответил: «Неужели? О, действительно, вы правы». Пользователи Twitter, мнение которых приводит РИА Новости, считают, что это не просто совпадение.
«Может быть, Шрёдер ведёт какие-то переговоры для Шольца. Зачем ещё ему быть Москве?», — полагает один из них.
«Быть может он договаривается. Когда он был канцлером, такие вещи выяснялись на самом высоком уровне, но с недееспособным правительством в Германии это невозможно!», — считает второй.
Между тем, супруга экс-канцлера Со Ен Ким-Шредер рассказала изданию Spiegel, что тот находится в Москве не в отпуске, а ведет переговоры по энергетике. Издание также сообщает со ссылкой на иные источники, что в центре переговоров поставки газа через «Северный поток-1», но при этом «неясно, с кем конкретно бывший канцлер ведет переговоры в Москве». По данным издания, бывший канцлер прибыл в Москву в воскресенье через Баку и уже во вторник должен отправиться назад.
Ранее Шредер высказался за дипломатическое урегулирование украинского конфликта и за продолжение диалога с российским президентом. Напомним также, что ранее Шредер входил в совет директоров «Роснефти», однако в мае покинул пост из-за санкций и давления со стороны немецкого политикума. Тем не менее, он сохранил серьезные связи в Москве, которые делают его незаменимым переговорщиком в условиях энергетического кризиса и неспособности нынешней власти даже вступить в диалог с Москвой.
Получится ли у него то, что не может сделать нынешний канцлер?
— Западные политики, призывающие к переговорам с Россией, сейчас оказываются под ударами информационных атак, — поясняет ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.
— Да и как минимум часть фигур в правительстве ФРГ явно считает, что от идеи переговоров с Россией лучше дистанцироваться. Вспомним реплику главы МИД страны Анналены Бербок, что с начала российской военной спецоперации на Украине у нее не было контактов с Сергеем Лавровым. В этих условиях Берлину и Москве действительно было бы проще вести переговоры по неформальным каналам. Кстати, Герхард Шредер в июне 2022 года довольно спокойно отнесся к перспективам своего исключения из правящей Социал-демократической партии («в своей политической жизни я никогда не голосовал ни за что, кроме СДПГ, так будет и в будущем»). Поэтому нельзя исключать, что он сам (и, возможно, как минимум часть элит ФРГ) считает, что публичная дистанция по отношению к социал-демократам из правительства даст ему больше пространства для маневра в качестве посредника. Тем не менее, пока рано говорить, что сейчас его визит Москву де-факто согласован с Олафом Шольцем, хотя это не исключено.
«СП»: — По-вашему, вес Шредера в Москве велик? Его будут слушать?
— Как раз Москва подчеркивает, что готова говорить с Герхардом Шредером. Дмитрий Песков не зря подчеркнул, что у бывшего федерального канцлера с Владимиром Путиным «встречи как таковой нет, но контактов мы не исключаем». Но как раз тот факт, что российская сторона намекает на возможность таких контактов, а супруга экс-канцлера Со Ен Шредер-Ким заявила о них открыто, и заставляет задуматься, насколько Шредер именно сейчас действует согласованно с правительством ФРГ. Скорее, с учетом желания Берлина публично дистанцироваться от такого диалога (вспомним комментарий посольства ФРГ в России, что оно не помогало в организации этого визита), в случае переговоров по существу и Москва, и окружение самого Шредера также сохраняли бы максимальный «режим тишины», по крайней мере, до тех пор, пока не достигнуты конкретные договоренности. Поэтому вполне вероятно — такими сигналами Москва дает понять, что готова вести диалог с Берлином «по каналу Шредера». А насколько само правительство ФРГ готово сейчас вести диалог по существу, пользуясь этим каналом, возможно, мы скоро увидим.
«СП»: — При чем тут Роснефть? У Германии, кажется, проблемы с Газпромом…
— Журналисты просто вспомнили, что Герхард Шредер до мая 2022 года возглавлял Совет директоров Роснефти. Если он действительно будет вести неформальные переговоры в Москве, возможно, это коснется вопроса объема поставок российского газа в ФРГ, а также определенных аспектов направленных против России санкций.
«СП»: — Удастся ли Шредеру о чем либо договориться, и насколько прочны будут эти договоренности?
— Предварительные договоренности, заключенные по неформальным каналам, более уязвимы для того, чтобы их «отыграть назад». Кроме того, ФРГ в подобных вопросах будет оглядываться на США. С другой стороны, в интересах Берлина избежать газового кризиса в холодное время года — пусть даже реплику вице-канцлера ФРГ Роберта Хабека, что ситуация в этой сфере серьезная, ряд экспертов и политиков из числа его соотечественников считает слишком пессимистичной.
— Возможно Шредер прибыл, как некий посредник с неформальной миссией, — предполагает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Учитывая, что Шредер был функционером СДПГ, и именно эта партия сейчас правящая, его вполне могут использовать в таком качестве. С одной стороны, немецкое руководство не хочет идти на прямой контакт с Москвой, но в то же время вынуждено решать вопросы. Для этого фигуры типа Шредера подходят хорошо.
«СП»: — Шредер достаточно авторитетная фигура в Берлине и в Москве?
— Сильная сторона Шредера — контакты в кругах российской элиты, наработанные в прошлые десятилетия. Для российского руководства он действительно удобная и наименее конфликтная фигура немецкого истеблишмента.
«СП»: — Шредер приехал договариваться от имени Германии? Но у Германии есть действующий канцлер. Он не может договориться?
— Напрямую говорить с Россией у немецких политиков сейчас попросту не получится, им этого не позволят, тем более Шольца и так постоянно упрекают за якобы слишком мягкую политику в отношении России.
«СП»: — О чем именно может договариваться Шредер?
— Конечно, Германию интересуют в первую очередь вопросы поставок газа, но не только. Немецкие корпорации были очень широко представлены на российском рынке, была создана масса совместных производств. Сейчас все это оказалось под вопросом. Поэтому говорить на самом деле есть о чем. Другой вопрос, насколько для этого подходит канал в лице отставника Шредера.
«СП»: — И чего будут стоить такие договорённости?
— В немецкой политике сталкиваются две линии: более умеренная, нацеленная на хотя бы частичную нормализацию отношений с Россией, и ценностно мотивированная радикальная. Первую линию в правящей коалиции в основном представляют социал-демократы, вторую — зелёные и свободные демократы. Поэтому единства в немецком руководстве нет и не предвидится, и любые договоренности могут быть сорваны в любой момент. Тем более, что Германия находится под постоянным давлением со стороны США и своих восточноевропейских соседей, продвигающих именно непримиримую антироссийскую линию.