Доктрина Монро угрожает геополитическим интересам Гаваны, Москвы и Пекина

Куба — самый яркий форпост социализма в Западном полушарии, да, пожалуй, и в мире — под угрозой. Трамп, вдохновлённый успешным похищением Мадуро, нацелился теперь и на Остров Свободы. У России нет выхода, кроме как защитить Гавану. Захват Кубы Вашингтоном повлечёт необратимые геополитические последствия.
«Куба, похоже, вот-вот падет. Не знаю, как они, если вообще смогут, удержатся на плаву, но у Кубы сейчас нет никаких доходов. Весь свой доход они получали от венесуэльской нефти», — заявил Трамп, в своём поместье Мар-а-Лаго во Флориде. Президент США алчно глядит через пролив, где в 90 милях от американского побережья лежит непокорная страна.
Главному капиталисту мира подпевает Марко Рубио. «Если бы я жил в Гаване и был в правительстве, я бы был обеспокоен», — сказал госсекретарь США, отвечая на вопрос, является ли Куба следующей целью США после Венесуэлы. Сын кубинских иммигрантов, он, кажется, не прочь вернуться на остров победителем.
В Гаване не испытывают иллюзий относительно намерений Вашингтона. Там никогда не ждали у моря погоды, а всеми силами старались поддерживать политически близкие страны и режимы, включая Венесуэлу. Сейчас на Кубе объявлен траур — 32 бойца кубинского спецназа погибли, отбивая атаку американской «Дельты» в Каракасе.
«За Венесуэлу и за Кубу мы готовы отдавать даже свою кровь и свои жизни… Нет, господа империалисты. Это не ваш задний двор. Мы не принимаем и не признаем доктрину Монро», — прокричал президент Кубы Мигель Диас-Канель Бермудес в своём экстренном обращения к народу, назвав похищение Мадуро актом «государственного терроризма» .
Преемник Рауля Кастро на посту главы государства зрит в корень. Именно доктрина Монро, реинкарнированная в виде новой Стратегией нацбезопасности США, разработанной администрацией Трампа, стала теоретическим фундаментом для агрессии против Венесуэлы. И будет оправданием всех последующих атак на противников США в Западном полушарии.
В России не принято относиться всерьёз к подобным документам. Здесь воля начальства выше любой бумажки. Публичные стратегии могут даже воспринимать как нежелательные. Мол, зачем объявлять противникам о своих планах. Но в США такие концепции призваны быть ориентиром для госаппарата. Иная политическая культура. Так что угроза реальная.
И не следует думать, что под потенциальный удар США подпадают только «латиносы». Мол, Южная и Центральная Америка от нас далеко и потому не страшно. Даже если Вашингтон всех там «нагнёт» и Россия что-то потеряет, принципиального значения это не имеет — отсидимся в Северной Евразии. Такого рода рассуждения часто встречаются в Сети.
Очевидно, их авторы давно не смотрели внимательно на карту. Западное полушарие простирается от Гринвичского до 180-го меридиана. А значит, в нём расположены часть Чукотки, а также острова Врангеля и Ратманова.
Получается, что доктрина Монро формально распространяется и на эти российские территории. Они теперь тоже входят в зону прямых американских интересов?
Тот, кто в сладких грёзах спит и видит как Москва и Вашингтон договорятся однажды о прокладке тоннеля под Беринговым проливом, как символе дружбы, сотрудничества и раздела мира на двоих, может однажды столкнуться с территориальными претензиями США на «законном» основании. Дух Анкориджа обернётся призраком Каракаса.
Вот почему отказавшись сейчас защищать Кубу под любым предлогом, Москва начнёт готовить собственное неприглядное будущее, подобно тому как согласившись в своё время на объединение Германии закономерно пришла к необходимости вести СВО на Украине. Да ещё и под обещания Берлина взять на себя ответственность за безопасность континента.
И наоборот, отстояв Остров Свободы, Россия, страны Глобального Юга символически дадут агрессору по зубам, надолго охладят его пыл, защитят свои интересы. Собственно, этой логикой и руководствовался СССР, поддерживая Кубу с самого начала её независимого пути. Ничто так не сохраняло баланс в мире, к социалистическое государство у берегов США.
Наш непотопляемый авианосец буквально сразу продемонстрировал своё геополитическое значение. Советские ракеты, размещённые на Кубе в дни Карибского кризиса были столь убедительны, что Вашингтон дал задний ход в своих планах игры с огнём вблизи границ СССР. Испуга хватило на целое поколение.
Последующая поддержка Кубы носила экономический и гуманитарный характер и была обусловлена необходимостью прорывать американскую блокаду, не снятую по сей день. Самой известной схемой был бартерный обмен нефтепродуктов на тростниковый сахар по курсу, благоприятному для Гаваны. И это лишь вершина айсберга сотрудничества.
Но кубинцы вовсе не были иждивенцами Советского Союза. Отстроив свою страну (на Кубе была лучшая в мире медицина!), Фидель Кастро подключился к экспансии социализма. Хорошо известна военная поддержка Гаваной стран Африки, борющихся за независимость. Анголы и др. Че Гевара стал самым известным революционером в мире.
Теперь независимость самой Кубы под угрозой. Причем угроза эта определяется только отсутствием столь внушительного старшего брата, каким был СССР.
Сами кубинцы, судя по венесуэльской истории, вовсе не растеряли боевой задор и готовы сражаться за свою Родину до конца. А именно это качество — ключевое для обороны любой страны.
(В фильме «Крёстный отец» герой — Майкл Карлеоне, сидя в машине в гаванской пробке, видит, как арестованный простой кубинец, симпатизирующий «барбудас», взорвал себя вместе с полицейским, прокричав «Вива Фидель!». «Они могут победить», — пророчески указал он своим друзьям-мафиози. Так и вышло — диктатора Батисту свергли).
Сохранили свою стойкость кубинцы и после краха Союза. Пусть Пекин тогда и сменил Москву в роли главного союзника Гаваны, помощь Китая была ограниченной. В некотором смысле именно Куба стала на время авангардом социализма, поскольку тамошние власти отказывались проводить масштабные рыночные реформы.
Индикатором отношения Москвы к Гаване может служить позиция по госдолгу Кубы. В 1989 году Горбачёв во время своего визита на Остров Свободы завёл речь о необходимости поскорей выплатить долг СССР. Кастро уже тогда понял, что в основе тут не экономический расчёт, а политическое ренегатство «лучшего немца» на должности главы нашей страны.
В 2014-м же наоборот, Москва списала Гаване весь оставшийся ещё с советских времён долг в размере 32 млрд долларов.
Тот факт, что Кремль, трепетно относящийся к активам и деньгам, пошел на подобный шаг, ясно указывает на произошедшие в головах российского руководства перемены. После Крыма, видимо, догадались, куда всё движется…
Но это был только пролог. Сейчас для эффективной защиты Кубы требуется качественная интенсификация сотрудничества и поддержки по всем направлениям.
В первую очередь в сфере дипломатии. Агрессия Трампа в Венесуэле начала формировать стихийный фронт несогласных стран в основном Глобального Юга. Координация их Москвой даст Гаване так нужную ей международную солидарность и позволит вбить клин в единство Запада, так как часть осудивших Вашингтон за Каракас — европейцы.
Прообразом такой прокубинской позиции может стать регулярное голосование в ООН за отмену блокады Кубы, проводимую американцами вот уже многие десятилетия.
Во время последнего голосования, в ноябре, против блокады высказалось абсолютное большинство — 187 страны. Продолжить морить кубинцев голодом хотят только США, Израиль и Украина.
Другое дело, что одного только доброго слова недостаточно. Добрым словом и автоматом, как известно, можно добиться гораздо большего.
А это значит, что размещение на Острове Свободы российских ракет (предусмотренное договором о военном сотрудничестве, ратифицированным в 2025 году) придаст Гаване нужную силу.
Тот же «Орешник» легко добивает до поместья Трампа Мар-а-Лаго во Флориде, откуда тот любит грозить неустраивающим его странам в перерывах между игрой в гольф. Кадры зарева над «Южмашем» наверняка отрезвят кавбоя.
Что касается базы в Лурдесе, которая в своё время прослушивала США аж до границы с Канадой, пока не была закрыта недальновидным на тот момент Кремлём, то она может быть восстановлена в случае, если в этом есть технический смысл (вдруг развитие технологий обесценило прежние формы получения разведданных?). Пощекочем нервы Пентагону.
Военно-политическая поддержка усилит Кубу в моменте, а вот её долгосрочное развитие сподручнее обеспечить, наверное, Китаю.
Прямая экономическая помощь, инвестиции в инфраструктурные проекты, финансово-технические механизмы обхода санкций, технологии, информация — всем этим сверхдержаве не сложно помочь маленькой Кубе. Тем более сейчас, когда Штаты выдавливают КНР из Латинской Америки, в которую китайцы вложили немало денег.
Таким образом, Россия и Китай могут распределить между собой зоны ответственности на острове. Поскольку стратегические интересы всех трёх государств совпадают.
А известное скептическое отношение Кремля к «красной» идее можно преодолеть, активнее подключив к кубинскому направлению российскую левую оппозицию. Вручив ей карт-бланш.
Ведь реакция левых на события в Венесуэле была скорой и политически безупречной: «Слабых бьют, наивных обманывают, а предателей покупают.
КПРФ предупреждает: время полумер закончилось. Либо Россия мобилизуется и чистит ряды от «спящих» и «трамполюбов», либо нас готовят к участи следующей жертвы «средневекового разбоя».
В Гаване думают так же. Мы — естественные союзники.





















