Украинцы высказались за возвращение экс-президента в новое правительство
Петр Порошенко, «приговором» которому Зеленский назвал себя в ходе дебатов кандидатов в президенты на стадионе «Олимпийский» в Киеве весной 2019 г., может сам стать для нынешнего лидера Украины «прокурором». Поскольку у шоколадного короля, проигравшего тогда шоумену с разгромным счетом: 72,22% голосов против 24,45% — наметился, судя по всему, некий политический ренессанс.
Как показал недавний опрос Киевского международного института социологии (КМИС), именно Порошенко украинцы хотели бы видеть во главе правительства национального единства (ПНЕ).
Исследование, собственно, ставило своей целью выяснить, как граждане незалежной относятся к идее оппозиционных фракций в Верховной раде создать в стране подобное правительство. По примеру Израиля, где после нападения ХАМАС и начала войны в Секторе Газа в кабмин вошли представители всех политических сил, представленных в парламенте.
Мнения участников опроса разделились следующим образом: 37% респондентов инициативу оценили положительно, 38% — нейтрально, 19% — негативно, а около 7% не определились.
Также, сообщает РБК-Украина, респондентам в открытом формате задавался вопрос, кого бы они хотели видеть во главе ПНЕ. 76% затруднились с ответом. Определившиеся с выбором респонденты назвали аж 71 фамилию.
И чаще всего указывали на пятого президента Петра Порошенко (25,5%), главкома ВСУ Валерия Залужного (13,8%), экс-премьера Юлию Тимошенко (9,2%). Также среди кандидатов — действующий глава кабмина Денис Шмыгаль (4,9%), экс-спикер Верховной Рады 9-го созыва Дмитрий Разумков (4,6%).
К слову, Тимошенко от лица своей партии «Батькивщина» еще в январе 2022-го — т.е. до начала российской спецоперации — предлагала создать на Украине правительство национального единства. Правда, тогда его главной задачей провозглашалось преодоление экономического кризиса в стране.
Теперь, как пишет Politico, неудачи ВСУ подорвали доверие народа к президенту Украины. Именно поэтому пришло время задуматься о создании правительства национального единства на широкой основе.
Открытие правительства для оппозиции и лидеров гражданского общества обеспечило бы легитимность руководящей команде, уменьшило критику оппозиции и расширило круг людей, к которым прислушивается президент, отмечается в материале. Вопрос лишь в том, способен ли способен ли Зеленский проявить необходимую гибкость, чтобы принимать решения на основе более широкого консенсуса.
Но если бы только в этом… Дело в том, что Зеленского, который когда-то в образе «президента-учителя Голобородько» сумел очаровать большинство украинцев как антагонист вороватого Порошенко, сегодня ненавидит вся страна. За то, что этот некогда веселый человечек обманул ожидания всех, кто ему поверил.
При нем Украина не только еще больше погрязла в нищете и коррупции. Она, как пишет Телеграм-канал «Легитимный», вернулась в Средневековье и крепостное право 2.0, где есть паны и рабы — это автор о беспредельной насильственной мобилизации, которая с ведома киевского фюрера развернулась по всей незалежной после 24 февраля 2022 года.
На этом фоне даже Порошенко уже не кажется многим таким уж кровавым и жадным. Опять же, несмотря на то, что он часто бывал подшофе, наличие салата Оливье и селедки «под шубой» на новогоднем столе громадян он никогда не связывал с их уровнем патриотизма. К чему сегодня призывают Зеленского.
Согласно результатам опроса того же КМИС, Петр Алексеевич, оказывается, единственный политик, к кому с мая 2022-го доверие украинцев выросло. С 16% оно увеличилось до 27%. Не доверяют все еще 68%, но прогресс, что называется, налицо. Что подтверждает и его первенство среди кандидатов на пост главы правительства национального единства.
Оценить неожиданный успех и политические перспективы Порошенко «СП» попросила известного украинского оппозиционного политика, депутата Верховной рады Украины V, VI и VII созывов Спиридона Килинкарова:
— В данном случае Зеленский с Порошенко как бы поменялись местами. Но это не уровень доверия к Порошенко — у него как раз очень высокий уровень недоверия. Просто ненависть и недоверие к Зеленскому позволили Петру Алексеевичу пройти процесс своеобразной реинкарнации.
На фоне провалов Зеленского и его команды Порошенко «растет» и даже делает громкие публичные заявления с критикой в адрес действующей власти.
Но в тех условиях, в которых оказались украинцы в целом и политические партии в частности, я думаю, не так много игроков, на самом деле, у которых есть хоть какой-то ресурс для того, чтобы доносить свою позицию до избирателей. У Порошенко в этом плане он есть, как ни у кого другого. В его распоряжении три телевизионных канала и фракция в парламенте.
Другие игроки не могут принимать участие в каких-то политических процессах, поскольку не имеют инструментов влияния. Поэтому мы видим здесь конкуренцию двух сторон. Ресурс есть у Зеленского, есть он и у Порошенко.
«СП»: Значит, о народной любви речь не идет?
— Нет там никакой любви народной. Просто в очередной раз украинцев ставят перед выбором.
Вообще на протяжении всего периода независимости, к большому сожалению, украинцы ни разу не голосовали за кого-то или за что-то. Они все время против кого-то голосовали. Это было всегда протестное голосование — не «за», а «против». Так было с Кучмой, с Ющенко, потом с Януковичем и Порошенко. Сейчас то же самое будет с Зеленским.
В итоге мы имеем выборы без выбора. Я, например, не знаю, в чем разница между Зеленским и Залужным. Кто-то вообще может объяснить, в чем она?
«СП»: Разница в массе и росте точно есть…
— Залужный вообще кто, как политик? У него есть какая-то позиция? Нам показывают его высокий уровень доверия. Но это уровень доверия главнокомандующего. А как политик он хоть одну свою мысль озвучил?
Понимаете, для украинцев Залужный, это даже не «кот в мешке», это «мешок в коте». Что там за ним стоит, никто не знает и не понимает. Но все понимают, что этот режим надо демонтировать. Надо менять. Вопрос, на что менять, если от выборов до выборов — ничего не меняется.
«СП»: По-вашему, в Офисе Зеленского воспринимают Порошенко как соперника?
— У Порошенко, я считаю, нет абсолютно никаких шансов избраться на второй срок. Но здесь вообще ориентироваться, по большому счету, на мнение украинцев было бы слишком наивно. С учетом того, что определяет все посольство США. Кто будет выдвигаться, кто станет президентом — решают там.
Украинцев просто подведут технично к тому решению, которое они вынуждены будут принимать. Это давно отработанные схемы. Как это делается, думаю, все уже прекрасно понимают.
Например, чтобы «слить» Зеленского, который весь свой срок хвастался высоким рейтингом, понадобилось всего два месяца. Несколько публикаций в СМИ о коррупции, и еще ряд определенных факторов, которые поменяли отношение к нему украинцев.
Точно так же они возьмут абсолютно пустого человека и создадут о нем какой-то миф. Как, допустим, его сделали из Залужного. Это, повторюсь, технологии, которые давно отработаны.
Поэтому ориентироваться надо не на то, кого хотят или не хотят украинцы, а на те цели и задачи, которые поставит Запад перед Украиной. В соответствии с ними и будет подбираться кандидат. Условно говоря, если нужно продолжать военные действия, будет один кандидат. Потребуется сесть за стол переговоров — другой.
В зависимости от целей и задач Запада будет формироваться новый политический режим.
«СП»: Наше мнение даже не спросят?
— Спрашивать будут. Но это все будет носить формальный характер. Технологии позволяют подвести украинцев к мысли, что другого выбора у них на самом деле нет. Только между «плохо» и «очень плохо».
Они знают, что такое для украинцев плохо. И прекрасно понимают, что для украинцев неприемлемо. Вот перед таким выбором и поставят. И все пойдут и проголосуют. У нас нет никакого барьера. Три человека придет — решение будет принято.
«СП»: Зеленский в свое время назвал себя «приговором Порошенко». А кто огласит приговор ему самому?
— Зеленский назвал себя приговором для Порошенко, только приговор оказался оправдательным. В этом вся проблема. А кто для Зеленского будет прокурором, зависит от того, как поведет себя сам Зеленский.
Он уже не согласился на мягкий вариант переформатирования власти. Буквально вчера был последний день, когда он мог принять решение о проведении выборов. Не принял. Поэтому мягкого варианта переформатирования этого режима через выборы, думаю, не будет.
На мой взгляд, ситуация начнет настолько стремительно ухудшаться, что может привести к тому, что мы станем свидетелями третьего Майдана. Именно гражданского. В чисто военный переворот и приход хунты, я не верю. А что касается гражданского Майдана, то для того, чтобы он состоялся, оснований более чем достаточно.
Ванговать, конечно, очень трудно, я и не собираюсь. Но считаю, что в этот раз мотиваций у людей выйти на Майдан гораздо больше, чем в предыдущих двух вместе взятых. Такая ситуация сложилась внутри страны.