НАТО поднимает вопрос о боеготовности ядерных арсеналов
В НАТО обсуждают вопрос приведении ядерных ракет в состояние боевой готовности. Об этом заявил в интервью британской газете Telegraph генсек альянса Йенс Столтенберг.
«Я не буду вдаваться в оперативные подробности о том, сколько ядерных боеголовок должно быть в состоянии боеготовности и какие должны храниться, но нам нужно проконсультироваться по этим вопросам. Это именно то, что мы делаем», — сказал он
По его словам, Североатлантический альянс должен послать прямой сигнал своим противникам путем демонстрации ядерного арсенала.
При этом Столтенберг отметил, что целью НАТО является мир без ядерного оружия, но пока оно существует, альянс будем оставаться ядерным. Он также добавил, что Китай активно наращивает свой ядерный потенциал, который к 2030 году увеличиться до 1 тыс. боеголовок.
«И это означает, что в не очень далеком будущем НАТО, вероятно, столкнется с тем, с чем раньше не сталкивалось, а именно с двумя потенциальными противниками с ядерным оружием — Китаем и Россией. И конечно, это влечет за собой последствия», — сказал глава НАТО.
Согласно докладу Стокгольмского международного института исследования проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute — SIPRI) от 17 июня 2024 г.
девять государств, обладающих ядерным оружием — США, Россия, Британия, Франция, Израиль, Индия, КНДР, Пакистан — продолжили модернизацию своих ядерных арсеналов и в 2023 г. развернули несколько новых систем с ядерным зарядом или способных нести ядерный заряд.
Из 12121-й имеющейся в мире ядерной боеголовки на январь 2024 года 9585 находились на военных складах в боеготовности, а почти 4 тысячи из них развернуты на ракетах и воздушных судах, что на 60 больше, чем годом ранее. Около 2100 боеголовок находились в состоянии повышенной готовности на баллистических ракетах. При этом Россия и США вместе обладают почти 90% всего ядерного оружия, однако за последний год нарастил свои ядерные силы Китай — с 410 до 500.
Президент Владимир Путин не раз отмечал попытки Запада обвинить Россию в «бряцании ядерным оружием» или «размахивании ядерной дубинкой» и призывал не относиться легкомысленно к вопросам не только использования, но даже угроз использования оружия массового поражения. Однако, судя по заявлениям, не раз звучавшим со стороны Запада, риторику там менять не собираются.
Между тем, как предупредил глава страны на встрече с руководителями мировых СМИ 5 июня 2024 года, согласно ядерной доктрине России, «если чьи-то действия будут угрожать нашему суверенитету и территориальной целостности, мы считаем для себя возможным использовать все имеющиеся в нашем распоряжении средства».
Он также выразил надежду, что все в мире будут относится к решению подобных вопросов профессионально.
Ведущий научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин считает, что НАТО идет по пути эскалации.
— Очевидно, что все разговоры о ядерном оружии связаны, во-первых, с нашими учениями по тактическому ядерному оружию, во-вторых, с отправкой наших кораблей и подводной лодки к Кубе. Одновременно с этим еще и с нашим нежеланием использовать ядерное оружие. Вроде бы мы тоже поднимаемся по лестнице эскалации, но при этом президент в разговоре с модератором Петербургского международного экономического форума сказал, что Россия не будет вносить изменения в нашу ядерную доктрину и что он против использование ядерного оружия на той же Украине.
Запад понимает логику силы. Очевидно, что на таком психологическом уровне даже готов блефовать по полной программе.
«СП»: Насколько профессиональны подобные заявления и разговоры, в том числе со стороны Столтенберга?
— Все разговоры — это не то что непрофессионализм… Человек, который является главой НАТО, он профессиональный. Это же не зеленый парнишка, которого откуда-то поставили.
Их заявления — это сочетание давления, демонстрации силы, психологического давления и т. д. В свое время Хрущев говорил, что надо американцам запустить ежа в их американские штаны. И американцы в его слова поверили, у них не было сомнений. Также у американцев нет сомнений в отношении Северной Кореи, Ирана. В отношении нас сомнения есть. Наше хладнокровие, сдержанность и призывы к переговорам на Западе расцениваются как слабость и пораженчество. Они лишь усиливают давление.
Сейчас на Западе правят «ястребы», крестоносцы. В логике крестоносцев диалога нет. В их логике давление.
Они считают, что переговоры предлагает страна, которая проигрывает, а страна, которая идет победоносным маршем переговоры не предлагает. «Ястребы» думают, что если Путин предлагает переговоры, значит, надо усиливать давление, что их политика в отношении Росси верна, поэтому они идут по пути эскалации.
Мы подлодку отправили, но ведь проинформировали, что она без ядерного оружия. И они отреагировали на государственном уровне спокойно.
Очевидно, что Столтенберг, натовские чиновники и т. д. воспринимают только логику и психологию силы. Это свойственно западному мышлению. От нашей инициативы по переговорам они уже отказались. Сегодня ни Запада, ни Украина к переговорному процессу с Россией не готовы.
«СП»: Фактически именно они размахивают ядерной дубиной. Они осознают опасность этого?
— Что такое учения с нашей стороны — демонстрация силы, но непринятие политического решения об использовании этой силы.
Почему был поднят вопрос об использовании на территории Украины тактического ядерного оружия? Потому что совокупный экономический и военный потенциал Запада превосходит российский в десятки раз. Баланс сил существует лишь в стратегической ядерной сфере.
По официальным данным, страны НАТО тратят на оборону 70% всех мировых расходов. А еще есть не страны НАТО, но союзники США, например, Япония и Южная Корея. То есть 70% можно еще увеличить. Реально поддерживать Украину они могут долго. Здесь есть риски того, что мы можем надорваться, если конфликт будет идти долгое время. Недавно было принято соглашение между США и Украиной о поддержке на 10 лет. С учетом этих пропорций мы можем надорваться.
С нашей стороны тоже надо идти по лестнице эскалации. Можно не использовать ядерное оружие (Боже упаси), но сделать вид, что хочешь его использовать. Как Хрущев блефовал.
Чтобы это остановить, нам придется по этой лесенке идти, возвращаясь к поставкам оружия врагам Америки, к ядерным испытаниям и т. д., выбор большой, все зависит от политической фантазии.
Запад будет воспринимать только конкретные политические действия, шаги. Запад сел за стол переговоров с СССР и начался комплексный системный переговорный процесс только после Карибского кризиса.
Они как раз совмещают давление военное, экономическое, психологическое с блефом. Нам этому еще учится и учиться.