Россия и Белоруссия не заинтересованы в эскалации конфликта, но у Польши свои планы
В Польше неустанно придумывают новые оправдания для наращивания своего военного присутствия на восточных границах. У страха, как известно, глаза велики. На сей раз премьер-министр страны Матеуш Моравецкий сообщил о планах «Вагнера» по захвату Сувалкского коридора.
«У нас есть информация о том, что более сотни наемников из группы „Вагнера“ выдвинулись к Сувалкскому перешейку недалеко от белорусского Гродно. Это, безусловно, является шагом к последующей гибридной атаке на территорию Польши», — заявил он.
И, видимо, чтобы придать весомость очередному русофобскому бреду, поведал и о неких перманентных нападениях на польскую границу, которые продолжаются почти два года, а также о более чем 16 тысячах попыток ее пересечения нелегальными мигрантами. Вагнеровцы же, по его разумению, будут маскироваться под этих самых мигрантов и даже под белорусских пограничников.
«Они наверняка будут переодеты в форму белорусских пограничников и будут помогать нелегальным мигрантам проникать на территорию Польши, дестабилизировать Польшу, а также, вероятно, они будут пытаться проникнуть в Польшу, выдавая себя за нелегальных мигрантов, что создает дополнительные риски», — уверяет вельможный пан.
Испугал самого себя господин Моравецкий основательно и фактически предложил полякам поверить ему на слово, поскольку каких-бы то ни было доказательств планов по чуть ли не силовому захвату Сувалкского коридора «музыкантами» или еще кем-то так и не привел.
Между тем Польша обладает 150-тысячной армией, имеет на своей территории два десятка американских и натовских баз, напоминает политолог Юрий Баранчик, удивленный испугом Варшавы из-за сотни вагнеровцев.
«А что будет, если туда подойдет тысяч пять вагнеров? Все 150 тысяч перебросят, а правительство снова убежит в Лондон? Про реакцию Вильнюса в таком случае я молчу», — написал он в своем ТГ-канале.
Впрочем, на Западе давно считают эти примерно 100 км между Белоруссией и Калининградской областью на границе Польши и Литвы уязвимым местом НАТО и вероятной зоной прямого военного столкновения между альянсом и Россией.
«Самое опасное место на Земле» — так озаглавило еще год назад свою статью издание Politico.
«В случае столкновения между Россией и НАТО „Сувалкский коридор“, скорее всего, станет первой точкой соприкосновения», — считают в издании.
Пока же Польша разместила на границе с Белоруссией снайперов, о чем и сообщило в одной из соцсетей Генеральное командование Вооруженных сил Польши, сопроводив информации фотографиями военных с соответствующим оружием на фоне заграждения на польско-белорусской границе.
Если верить уполномоченному правительства по безопасности информационного пространства Польши Станиславу Жарину, то на границе с Белоруссией «по-прежнему опасно», а на местные патрули нападают «агрессивные иностранцы».
Так насколько обоснованы опасения Польши относительно Сувалкского коридора или это лишь повод для усиления русофобии и требований к НАТО вооружать Польшу?
— Конечно, второе, — считает политолог Юрий Зверев, — потому что, откровенно говоря, за весь постсоветский период не помню случаев, когда проходили какие-то военные инциденты между Россией и Польшей и тем более случаев, когда Россия угрожала Польше вооруженной силой.
История Сувалкского коридора усиленно продвигается на Западе — это из серии, что русские с белорусами нападут, отрежут Прибалтику. Но понятно, что это шаг к третьей мировой войне, и единственный случай, когда могут действительно начаться военные операции со стороны России и Белоруссии в Сувалкском коридоре, это агрессия со стороны НАТО, но не наоборот. Мы первыми начинать не будем — России это не надо и Белоруссии не надо.
Насчет ста вагнеровцев: я читал в прессе, что много шума из ничего. Есть информация, что выдвинулись на полигон в Гродненской области, где будут тренировать белорусские Вооруженные силы. И вообще-то, откровенно говоря, захватить силами ста вагнеровцев Сувалкский коридор — это информация примерно из той же серии, что Украина готовит две тысячи спецназовцев, чтобы захватить Крым. Подобными силами такие территории не захватываются.
«СП»: Насколько все-таки вообще вероятен конфликт в районе Сувалкского коридора? Что может стать серьезным поводом, чтобы мы вступили в такой конфликт?
— Надеюсь, что серьезного повода не будет. У меня создается впечатление, что в НАТО окончательно с ума не сошли и воевать с Россией не хотят, как и Россия не хочет. Путин недавно говорил, что мы не хотим воевать с США и НАТО, но если что, то готовы. Это очень правильная позиция.
Думаю, если будет продолжаться такое наращивание сил НАТО, то, к сожалению, нельзя исключать случайных инцидентов. Условно говоря, два самолета столкнулись в воздухе, ракета не туда полетела. Я вспоминаю «замечательную» ситуацию августа 2018 года, когда, по-моему, испанский пилот пульнул ракетой «воздух-воздух» на территорию Эстонии, к тому же, как потом выяснилось, он еще в прицеле французский истребитель держал. К счастью, не попал — ракета то ли утонула в эстонских болотах, то ли ее потом оттуда вытащила русская разведка. История об этом умалчивает. А представьте, попал бы он в этот французский истребитель или гражданский лайнер? Какие бы разговоры начались? «Русские сбили французский истребитель» — такая версия была бы первой.
Другой вопрос, даже такую ситуацию в конечном счете, по моим ощущениям, спустят на тормозах. Вспомните историю с украинской ракетой С-300, которая в Польше упала. У меня четкое ощущение, что все — от поляков до НАТО — просто перекрестились от счастья, узнав, что эта ракета не российская и ничего предпринимать не надо.
Думаю и надеюсь, что и в НАТО, и в США прекрасно понимают, что любая война с Россией перерастет в ядерную. То, что в такой войне победителей не будет и проиграют все — это аксиома.
Думаю, будет политика нагнетания и в военной сфере, и в информационной, но на прямую агрессию США и НАТО могут решиться только в случае, если Россия, не дай Бог, ослабнет и начнет разваливаться изнутри. Собственно, нашу страну извне победить невозможно. И те случаи, когда какие-то поляки оказывались в Кремле или разваливался Советский Союз — это было следствием именно внутренних процессов.
Думаю, что наше руководство, наша правящая элита, наш народ это прекрасно понимают, и такого благоприятного повода для врагов мы не дадим.
Как считает член-корреспондент Академии военных наук РФ, кандидат военных наук Александр Бартош, поляки сейчас в любом передвижении войск на территории Белоруссии видят назревающую угрозу для себя.
— Это нервы, это эмоции. И когда перемещение какой-то роты пусть и хорошо подготовленного, квалифицированного штурмового подразделения вызывает панику в Варшаве, это свидетельствует о том, что «Вагнер» воспринимается в целом как серьезная боевая сила.
Не думаю, что он сейчас в соответствии со стратегией Генерального штаба России будет использоваться для вторжения на территорию Польши и ведения там каких-то боевых действий. Это ни к чему.
Речь идет об усилении наших возможностей противодействовать использованию объединенных войск Польши и Литвы для проникновения на Западную Белоруссию и Западную Украину, о чем неоднократно заявляло польское руководство. В связи с этим перемещение небольшого подразделения «Вагнера», как и другие меры оборонительного характера, предпринимаемые Россией и Белоруссией, имеют целью обезопасить наши страны от возможной эскалации конфликта на территории Украины в рамках Специальной военной операции.
«СП»: Но так ли нужен России Сувалкский коридор, о чем на Западе говорят, чтобы ради него вступать в возможный конфликт с НАТО?
— Россия совершенно не заинтересована в эскалации конфликта на Украине. Наоборот. Мы заинтересованы на деэскалации на основе предоставления России гарантий безопасности, которые были изложены в известном документе еще в позапрошлом году. К сожалению, пока ни США, ни НАТО таких гарантий нам не дали.
Продолжается виртуально состязание в нагнетании обстановки — Россия выступает за деэскалацию конфликта, США и НАТО ищут новые предлоги, чтобы его продлить в рамках известной концепции, высказанной администрацией — убивать как можно больше русских. Именно поэтому сейчас делается акцент на якобы угрожающем развитии обстановки в районе Сувалкского коридора.
Сувалкский коридор нам был бы нужен в случае серьезного наступления, это же очевидно в рамках прямой военной конфронтации между Россией и НАТО, на что мы сегодня, естественно, не пойдем.