Штаты готовы втянуть Китай в военный конфликт, чтобы американские оружейные магнаты не теряли прибыль.
Соединенные Штаты хотят спровоцировать конфликт с Китаем, превратив Тайвань в «новую Украину», чтобы американский военно-промышленный комплекс продолжал получать заказы. Такое мнение в статье для издания American Conservative выразил журналист Брайан Робертсон.
«Ведомство внешней политики уже пытается состряпать конфликт с Китаем, действуя по старой схеме. Воинственная риторика, провокационные военные маневры, окружение, экономическая война и поставки оружия на Тайвань — это совершенно очевидно станет новой движущей силой очередной прокси-войны по типу Украины», — пишет автор.
Робертсон обратил внимание, что конфликт на Украине произошел всего через несколько месяцев после бездарного вывода американских войск из Афганистана. То есть, как раз тогда, когда Пентагону понадобился новый способ вытягивания денег из американских налогоплательщиков ради оборонных контрактов для военно-промышленного комплекса.
По его словам, простые американцы так и не получили возможности экономить на оборонном бюджете после завершения холодной войны: вместо СССР Вашингтон объявил войну терроризму, вторгся в Афганистан, а затем спровоцировал конфликт на Украине.
«Сегодня военный бюджет составляет около 900 млрд долларов, и это не считая пособия для ветеранов и затрат на внешнюю помощь. В 2000 году он был равен 294 миллиардам. Если считать в постоянных долларах, то увеличение составляет 60%», — отмечает автор.
Он напомнил, что расходы США на смену режимов после 11 сентября (Афганистан, Ирак, Йемен, Сирия, Ливия) оцениваются в умопомрачительную сумму — восемь триллионов долларов. Кроме того, 113 млрд администрация Байдена уже вбухала «в топку конфликта на Украине», а теперь запросила еще дополнительно 14 млрд долларов для Израиля.
И это в то время, когда, по словам Робертсона, условия жизни в самой Америке заметно ухудшились, а «находящуюся в состоянии упадка национальную экономику неотступно преследует колоссальный дефицит федерального бюджета».
Согласно отчету Минфина США, дефицит американского бюджета по итогам 2023 финансового года, который завершился 30 сентября, вырос до 1,7 трлн. Это составляет 6,3% ВВП.
Автор, в свою очередь, приводит данные Федерального резервного банка Нью-Йорка, свидетельствующие о том, что задолженность американцев по кредитным картам впервые превысила триллион долларов. Все потому, что «испытывающие нехватку денежных средств семьи из рабочего класса залезают в рекордные долги, чтобы свести концы с концами».
При этом Робертсона беспокоит, что нынешняя война на Ближнем Востоке и подготовка «непрямого» конфликта с Китаем также помогут правительству финансировать Пентагон в ущерб интересам простых налогоплательщиков.
На самом деле, Вашингтон в отношениях с КНР вроде бы не намерены отказываться от политики «одного Китая», однако вооружение на Тайвань поставлять продолжает. Или чего стоит, скажем, скандальный визит в Тайбэй летом 2022 года Нэнси Пелоси (тогда еще спикера Палаты представителей США), который иначе как политической провокацией назвать нельзя. Тем не менее, Пекин всегда говорил о мирном воссоединении со своей островной частью.
Опять же, на Тайване не культивируют нацизмом, в отличие от Украины, и не делят с материковым Китаем свой народ — они все китайцы. А китайскому менталитету все же жадность и беспринципность, кои двигают Украиной, просто не свойственны.
Может ли в этих условиях украинский сценарий сработать?
Прокомментировать ситуацию «СП» попросила эксперта-китаиста Леонида Ковачича:
— Хотел бы сразу отметить, что китайская сторона — власти КНР — очень не любят сравнения Тайваня с Украиной. По одной простой причине, что Украина, в любом случае, независимое государство, признанное Организацией Объединенных Наций. Тайвань таковым не является.
Ну, а Китай, естественно, настаивает, что обладает полным суверенитетом, в том числе над Тайванем.
Между тем, в американской прессе и среди американских политиков все чаще проскакивают заявления о том, что КНР готовится решить тайваньский вопрос военным путем. Некоторые публицисты и даже отдельные военные дают и вовсе сенсационные прогнозы, что чуть ли не в 2025 или 2027 году готовится вторжение Китая на Тайвань.
Но на самом деле китайские власти постоянно подчеркивают, что до последнего будут стараться решить тайваньский вопрос мирным путем.
Если только внешние силы не будут раскачивать обстановку на Тайване и активно способствовать, скажем так, сепаратистским настроениям внутри Тайваня.
«СП»: Что имеется в виду?
— Прежде всего, конечно же, военные поставки, накачка Тайваня вооружением. То, что со стороны Соединенных Штатов по-прежнему происходит.
Второе, это, скажем так, отказ от политики «одного Китая». То есть, с конца 70-х гг. прошлого века США придерживались так называемой политики «стратегической неопределенности».
С одной стороны, Тайваню, действительно, предоставлялось вооружение. С другой, Штаты никогда напрямую не говорили, будут ли они воевать на стороне Тайваня в случае какого-то военного конфликта его с материком.
Более того, они, в принципе, всегда воздерживались от каких-либо официальных и дипломатических отношений и контактов с Тайванем. Достаточно сказать, например, что посольства Тайваня в Соединенных Штатах не существует. Соответственно, официальные лица тоже Тайвань не посещают.
«СП»: А как же полет Пелоси?
— То, что спикер Палаты представителей США Нэнси Пелоси отправилась на Тайвань, это была, конечно, очень большая провокация. И это очень осложнило двусторонние американо-китайские отношения.
Но тут надо тоже понимать, что президент Байден всегда открещивался от этого всячески, утверждая, что он здесь ни при чем. А Пелоси приняла решение самостоятельно.
В Китае, естественно, не поверили ему. Потому что они полагают, что без воли президента США такие вещи не могут происходить.
Пекин, конечно же, до последнего будет стараться мирными средствами решать тайваньский вопрос. Но важно еще понимать, каким будет итог предстоящих выборов.
«СП»: В чем тут связь?
— В январе следующего года на Тайване пройдут выборы, и только одна партия, которая сейчас находится у власти, а именно, Демократическая прогрессивная партия (ДПП), в общем, настроена проамерикански. Остальные две — Гоминьдан и Тайваньская народная партия (ТНП), — они настроены на какой-то конструктив. В том числе в связях с материковым Китаем.
Кроме того, Терри Гоу — самовыдвиженец от компании Foxconn, которая там технику Apple собирает, он тоже настроен на конструктивное сотрудничество с КНР.
То есть, на Тайване только одна политическая сила, которая настроена исключительно проамерикански. В данный момент эта партия находится у власти. Но неизвестно, как пройдут выборы.
Если она у власти останется и продолжится активное сближение с Соединенными Штатами, а те, в свою очередь, продолжат какие-то серьезные провокации, то тогда, конечно, никакой сценарий исключать нельзя. Но Пекин, повторюсь, до последнего все-таки будет стараться решить вопрос мирным путем. Потому что тайваньцы тоже воспринимаются как граждане Китая, как соотечественники, и воевать с соотечественниками, естественно, Поднебесная не хочет.