Токаев решил строить Францию в Казахстане

Референдум по изменению Конституции — попытка заручиться поддержкой общества при сломе старых порядков

Токаев решил строить Францию в Казахстане

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил провести референдум по вопросу внесения изменений в конституцию страны. Поправки в 33 статьи основного закона, то есть треть всей конституции, уже подготовлены рабочей группой. По словам Токаева, страна идет по курсу всесторонней демократизации и построения нового Казахстана.

«Мы переходим к новой государственной модели, новому формату взаимодействия государства и общества. Этот качественный переход можно назвать Второй республикой», — заявил Токаев, добавив, что референдум — это важнейший демократический институт, но в Казахстане он в последний раз проходил в 1995 году, когда утверждалась действующая Конституция.

«Считаю, что изменение Конституции через всенародное голосование станет яркой демонстрацией народного волеизъявления», — подчеркнул глава Казахстана и отметил, что «референдум позволит каждому гражданину принять непосредственное участие в решении судьбы страны».

Токаев пояснил, что «новый Казахстан» — это путь к укреплению общенациональной идентичности республики в динамично меняющемся мире и нельзя «забалтывать» это понятие. Для построения новой модели республики «требуется полностью переформатировать систему индивидуальных и общественных ценностей».

Напомним, что в начале января 2022 года в Казахстане прошли массовые протесты, поводом для которых стало повышение цен на газ. Позднее митинги переросли в беспорядки, протестующие требовали отставки правительства. На этом фоне Касым-Жомарт Токаев отправил правительство в отставку, провел в стране ряд реформ и уволил чиновников, занимавших высокие посты в госкомпаниях. Кроме того, он стал предпринимать шаги, уменьшающие влияние в стране бывшего президента Нурсултана Назарбаева и близких к нему кругов.

Обсуждение поправок в Конституцию Казахстана тут же привело к дискуссии о том, что закончится ли этот процесс выходом страны из ЕАЭС. Однако 29 апреля Токаев провел телефонный разговор с Владимиром Путиным и, как сообщил Дмитрий Песков, тема выхода Казахстана из Евразийского экономического союза и Таможенного союза ЕАЭС не затрагивалась. Зато обсуждались «актуальные темы двусторонней повестки дня и перспективы дальнейшего расширения торгово-экономического сотрудничества», а также «были затронуты вопросы взаимодействия в рамках Организации Договора о коллективной безопасности».

Заявление Токаева о «Второй республике», естественно, сразу вызывают ассоциации с Францией, которая живут уже при Пятой республике. Предыдущие смены конституции происходили как после кровавых революций и войн, так и в результате политических реформ, как, собственно, нынешняя республика, провозглашенная Шарлем де Голлем в 1958 году.

Российский политолог, президент фонда «Центр развития региональной политики» Илья Гращенков считает, что сравнения с Францией вряд ли применимы к современности, но в целом у Токаева есть шанс изменить характер государства и отойти от постсоветской модели.

— Токаев сказал, что его главный лозунг — «справедливый Казахстан» и понятно, что за этим кроется некая антиэлитная повестка. Январские события, которые произошли в стране, были во многом вызваны тем, что правящий клан бывшего президента обладал слишком большими ресурсами. Другие группы влияния постарались их перехватить, опершись на народное недовольство. Это была, скорее, межолигархическая война, но с опорой на народное мнение.

Скорее всего, сейчас тоже происходят какие-то попытки новой власти опереться на народное мнение. И я думаю, что это вполне может получиться. Казахстан занял принципиальную позицию и не хочет сближаться с Россией. Даже в рамках ЕАЭС он старается реализовывать договоренности по минимуму. Но, в то же время, он не хочет и уходить под Китай, понимая, что потеряет свой суверенитет. Казахские власти пытаются выстроить какое-то внутреннее пространство, возможно, вместе с Узбекистаном. Задача в том, чтобы выстроить региональную державу, и близость с народом помогает опереться на некое чувство справедливости.

Читать также:  Доктрина сдерживания России не смогла остановить Лаврова

Полагаю, что «Вторая республика» Токаева — это попытка построить уже не постсоветский, а новый — более демократичный и более справедливый Казахстан. Осталось посмотреть, что он подразумевает под справедливостью.

«СП»: — Какие изменения в конституции можно ждать от Токаева?

— Предыдущую конституцию под себя переделывал Назарбаев с разными гарантиями и прочими моментами. Сейчас мы видим попытку немного отыграть назад. Вообще все эти заигрывания с конституцией можно разделить на две части.

Есть базовые понятия конституции, которые определяют основные взаимоотношения в обществе, и есть поправки и статьи, которые принимаются в интересах конкретных игроков, сил и так далее. Нам нужно подождать и посмотреть, о каких именно поправках речь идет в Казахстане, коснутся ли они базовых вещей или мелочей. Американцы в свое время, к примеру, пошли по пути многочисленных поправок. Возможно, Казахстан тоже пойдет по такому пути, откажется от базовых изменений, но будет принимать различные поправки.

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв считает, что Токаев старается выстроить государство по западному образцу, что будет неизбежно приводить к отдалению от России, которое, впрочем, и так происходит.

— Все зависит от того, какие именно изменения предлагаются. Во Франции смена республик была связана с тем, что менялась конституция. Но Первая республика — это вообще республика Робеспьера. Четвертая республика была установлена после Второй мировой войны, Пятая — генералом Де Голлем в 1958 году. Но каждый раз это сопровождалось серьезными трансформациями в основном законе государства.

Просто заменить в Казахстане первую республику на вторую не так трудно. Вопрос в том, в каких аспектах конституция будет изменена. Причем эти кардинальные изменения — не цель сама по себе, они должны быть средством, чтобы чего-то добиться.

Что предлагает Токаев? Мы пока не знаем точно, но, судя по его декларациям, это разворот от государственной экономики к частной инициативе. То есть переход в более западную по сути своей парадигму, в которой ключевым элементом будет предприниматель, а не чиновник. Но это должно быть как-то юридически оформлено. Нельзя же просто написать в конституции: «А теперь главные — бизнесмены».

Скорее всего, будет создана какая-то система сдержек и противовесов, чтобы ограничивать чиновничий произвол. Еще год назад Токаев сказал, что не должно быть избранных компаний, которые, опираясь на поддержку со стороны государства, имели бы некие привилегии. То есть цель президента понятна — либерализация по западному образцу. Но как это будет оформлено законодательно, мы пока не знаем, а успех будет во многом зависеть от этого.

«СП»: — Как такие изменения скажутся на отношениях Казахстана с Россией, с ЕАЭС?

—  Эти отношения в любом случае будут усложняться, хотя не будут катастрофически плохими. Все страны бывшего Советского Союза стараются от нас эмансипироваться. Не потому, что они нас ненавидят, а потому, что мы — та страна, от которой они откололись. Для них первым тезисом независимости является непохожесть на нас. С этой точки зрения они в любом случае будут от нас отгребать, в большую или меньшую сторону.