Мировые лидеры стараются не злить Трампа, поддакивают ему, продолжая делать свои дела

Премьер-министр Индии Нарендра Моди якобы отказался от закупок нефти у России, пообещав увеличить закупки американского и венесуэльского сырья, утверждает президент США Дональд Трамп.
После телефонного разговора с Моди хозяин Белого дома торжествующе написал в своей сети Truth Social: «Он согласился прекратить закупать российскую нефть и начать покупать значительно больше нефти из США и, возможно, Венесуэлы».
В то же время сам Моди не стал комментировать это заявление Трампа. В официальном сообщении по итогам состоявшегося диалога он подтвердил, что пошлина для индийских товаров со стороны США снижается до 18%, выразив благодарность американскому президенту за это решение.
Доверять заявлениям Трампа о достигнутых с Нью-Дели договоренностях не стоит, убежден ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков:
— Можно вспомнить, как примерно полгода назад он уже говорил, что Индия перестала покупать российскую нефть.
Позднее, где-то через месяц, он уверял, что она вот-вот прекратит закупки у Москвы «черного золота». Сейчас мы снова слышим, что Индия то ли не покупает нашу нефть, то ли согласилась отказаться. Это всё, в общем-то, пустые слова, тут просто нужно дождаться каких-то изменений на рынке, если они, конечно, произойдут.
«СП»: Эти изменения возможны?
— В них-то как раз верится с трудом. Потому что Индия охотно приобретала российскую нефть раньше, и непонятно, что должно измениться сейчас для изменения ее позиции. Трамп сделал свое заявление после достижения договоренности о торговле с индийским премьером. Ему нужно показать, что достигнутое торговое соглашение — это победа для Соединённых Штатов, его личный успех. Что он, получается, победил Индию.
«СП»: Из его слов зачастую вообще трудно понять: победил он, либо, напротив, проиграл.
— Давайте обратимся к истории вопроса: почему он повышал тарифы на индийские товары до 25%? По его тогдашним заявлениям, с целью наказать Индию за покупку российской нефти, хотя все прекрасно понимали, что это только предлог. На самом деле, он просто хотел заставить Индию подписать менее выгодную для неё торговую сделку.
При этом российскую нефть покупают Китай, Турция и ряд других стран. Но в отношении этих государств Трамп дополнительную импортную пошлину за покупку российской нефти, в отличие от Индии, не вводил. Значит, дело было вовсе не в российской нефти.
Между тем, повышенные 25-процентные пошлины на индийские товары существуют уже почти год. Там, конечно, немало исключений, согласно которым очень большая часть продукции этой страны под эти новые тарифы не попадает. Однако практически год индийская сторона покупала российскую нефть в условиях этих пошлин, а тут вдруг отказалась. Не совсем логично.
«СП»: Может, уступила, наконец, давлению?
— Почему же она сразу не договорилась с Соединёнными Штатами? Тут есть большие сомнения в изменении позиции Нью-Дели по закупкам российской нефти.
Особенно сейчас, когда ей крайне выгодно покупать наше сырье. Цена довольно привлекательна, поскольку давление на Россию продолжается, а размер скидки в порту получателя мог немного вырасти.
С декабря прошлого года разрыв в цене между марками Urals и Brent увеличился и сейчас достигает 20 долларов. Растут, конечно, издержки — стоимость страхования, перевозок, а также оплата услуг посредников, ведь нефть нужно продавать через трейдеров.
«СП»: Формально Индия покупает эту нефть не у России, а у посредников?
— Часть покупаемой нашей нефти индийская сторона отображает как приобретенную у неизвестного поставщика. Агентства, отслеживающие экспорт российской нефти, например, S&P Global, отмечают, что топливо поставлено неизвестному получателю в Азии.
Формально непонятно, куда она уходит — невозможно доказать, что нефть пришла из России в Индию. Поэтому сейчас индийская сторона вполне может заявить Вашингтону: «А мы уже сильно сократили закупки у Москвы. Официально у нас раньше были поставки в районе полутора-двух миллионов баррелей в сутки, а теперь меньше миллиона».
Хотя, если прибавить нефть от «неизвестного продавца» к официальной российской, получим те же самые показатели. Все-таки Нью-Дели невыгодно сейчас говорить, что Трамп врёт или что-то в этом духе. Думаю, индийская сторона будет молчать и не комментировать его заявления.
Все прекрасно понимают, что нынешний президент США — человек довольно эмоциональный, поэтому не надо с ним ссориться, надо ему поддакивать и делать дальше свои дела.
«СП»: Может ли российскую нефть для Индии заменить венесуэльская?
— Венесуэла к началу 2025 года в среднем добывала около 960 тысяч баррелей в сутки. Часть этой нефти, порядка 300−400 тысяч, оставалась для внутреннего рынка. Некоторое количество экспортировалось в Соединённые Штаты по генеральной лицензии, которую Минфин США выдал компании Chevron — она там добывала примерно 100−150 тысяч баррелей в сутки и отправляла эту нефть в США. Оставшиеся 400−500 тысяч баррелей поставлялись на мировой рынок, они шли в Китай. Поэтому венесуэльские полмиллиона баррелей никак не заменят Индии российские объемы топлива, составляющие 1,5−2 миллиона баррелей.
«СП»: Может, американцы попытаются нарастить добычу в этой стране? Не зря же Трамп затевал похищение Мадуро.
— Для этого нужны инвестиции и время. Причём инвестиции серьёзные, а вкладываться в добычу в этой стране сейчас никто не хочет, потому что цены на нефть низкие.
А если пойдут инвестиции — они еще ниже упадут. При этом себестоимость добычи в Венесуэле довольно высока. Получается, американские компании получат убыточную добычу в этой стране, да еще и подорвут экономику других своих глобальных проектов.
Да и в США многие проекты могут оказаться нерентабельными. Зачем это компаниям? Им этого не нужно, поэтому топ-менеджеры ведущих нефтяных компаний не выражали большого энтузиазма, когда Трамп собрал их на встречу, посвященную Венесуэле. В целом, полагаю, процесс наращивания добычи нефти в этом латиноамериканском государстве, скажем так, существенно затянется.
«СП»: Трамп еще упомянул возможность поставок Индии американской нефти.
— Есть его слова, а есть факт: США являются крупными покупателями «черного золота» на мировом рынке. Они действительно экспортируют, но только лёгкую малосернистую нефть, представляющую собой, по сути, газовый конденсат — ту самую сланцевую нефть, о которой несколько лет назад было много разговоров.
У нас Индия покупает довольно тяжёлый и среднесернистый сорт Urals, которому довольно сложно найти замену. Теоретически это можно сделать, но тогда нужно будет перенаправлять большие торговые потоки, что повлечет дополнительные издержки для индийской стороны.
Кроме того, нефтью торгуют не государства, а компании, у которых довольно рациональный подход и дополнительные трудности им точно не нужны.





















