Экс-президент пообещал победить Байдена за миллиард долларов
Издание Washington Post опубликовало скандальные (по его мнению) подробности скромного ужина, на котором Трамп пообещал ослабить регулирование нефтяной промышленности и попросил руководителей компаний направить 1 миллиард долларов на его избирательную кампанию 2024 года.
Демократы Палаты представителей Конгресса США сообщили о том, что начали расследование встречи, состоявшейся в прошлом месяце в клубе Mar-a-Lago. В обмен на услугу бывший президент пообещал отменить десятки экологических мер, принятых Джо Байденом. Трамп, якобы, сказал, что выделение миллиарда долларов станет «сделкой» из-за налогообложения и регулирования, которых нефтяные компании сумеют избежать благодаря его победе.
Демократы из комитета по надзору Палаты представителей направили письма, в которых они попросили девять руководителей нефтяных компаний предоставить подробную информацию об их участии во встрече. Также они выразили обеспокоенность тем, что просьба Трампа на ужине могла быть «услугой за услугу» и нарушать законы о финансировании избирательных кампаний. Кроме того, они направили письмо главе Американского института нефти, главного лоббиста отрасли в Вашингтоне.
Джейми Раскин, главный демократ в комитете по надзору Палаты представителей, попросил руководителей предоставить имена и должности всех представителей компаний, которые присутствовали на ужине в Мар-а-Лаго.
Издание Politico, в свою очередь, сообщило, что юристы и лоббисты нефтяной отрасли подготовили для Трампа исполнительные распоряжения, которые он мог бы подписать во время своего возможного второго срока, включая директивы, направленные на увеличение экспорта природного газа и бурения нефтяных скважин на шельфе.
Отвечая на вопрос о письме, Андреа Вудс, пресс-секретарь Американского института нефти, сказала следующее: «Предпосылки письма г-на Раскина откровенно ложны и являются попыткой отвлечь внимание от необходимых дебатов о будущем Америки, которое требует больше энергии, включая больше нефти и природного газа. Будучи ведущим выразителем интересов американских энергетиков, API регулярно встречается с политиками и кандидатами и рассказывает о наших приоритетах».
Будет ли дан делу ход и может ли оно вылиться в очередной судебный процесс против Трампа? Вряд ли.
Демократы в Комитете по надзору не имеют определенных полномочий по проведению расследований, поскольку Палату представителей контролируют республиканцы. Если нефтяные компании откажутся предоставить информацию, демократы не смогут вызвать их в суд, что помешает провести расследование. Тем не менее сенатор Шелдон Уайтхаус (округ Колумбия), ярый защитник климата, возглавляющий бюджетный комитет Сената, который обладает правом вызова в суд, заявил о своей заинтересованности в проведении собственного расследования.
Комментарии Трампа на ужине — это «практически приглашение задать вопросы о политической коррупции и манипуляциях Big Oil», — говорится в заявлении Уайтхауса, отправленном по электронной почте. «Недобросовестное использование ископаемого топлива обойдется американцам в триллионы долларов за ущерб, нанесенный климату, и бюджетный комитет изучает вопрос о том, как сделать так, чтобы эта отрасль не могла просто подкупить политиков, чтобы возложить ответственность за это на налогоплательщиков».
По словам присутствовавших на встрече в Мар-а-Лаго, Трамп пообещал немедленно прекратить замораживание администрацией Байдена разрешений на экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Он, якобы, также обещал начать продавать с аукциона все новые участки для бурения нефтяных скважин в Мексиканском заливе и отменить ограничения на бурение на Аляске.
Однако, у экспертов по американскому законодательству свое мнение. Высказывания Трампа на ужине, вероятно, не нарушили законов о финансировании избирательных кампаний, как их трактуют Федеральная избирательная комиссия и Верховный суд США. Нарушение должно было бы включать в себя явное quid pro quo («услуга за услугу»), т.е. ситуацию, когда Трамп пообещал бы предпринять конкретные политические действия в обмен на конкретный взнос в кампанию.
«Одного этого, вероятно, недостаточно, чтобы указать на существование quid pro quo», — говорит Дэн Вайнер, директор по выборам и правительству в Центре правосудия Бреннана при юридическом факультете Нью-Йоркского университета.
Трамп «делал то, что часто делают кандидаты, то есть говорил: „Пожалуйста, дайте мне денег, и я сделаю то, чего, как я знаю, вы хотите“, — добавил Вайнер, — но его наглость все равно поражает, и это, конечно, противоречит духу закона, если не букве».
Бывший советник Обамы по этике Норм Айзен, критик Трампа и видный сторонник четырех уголовных дел, возбужденных против него, согласился с этим мнением. «Я не говорю, что тут нарушение закона», — сказал Айзен, который служил специальным советником по первому импичменту Трампа в Палате представителей. «Но это вызывает серьезные вопросы, и это напоминание о том, почему у нас есть такие законы».
Иными словами, Трампу достаточно было говорить чуть уклончиво, для того чтобы не нарушать закон в подобной ситуации, и, по всей вероятности, он так и сделал. Он мог сказать, что его команда уже рассматривает определенные действия, удобные для нефтяных и газовых компаний, и перечислить их, а затем объявить, что, если уважаемые представители соответствующих корпораций хотят, дабы оные меры были приняты, им следует вложить миллиард в его избирательную кампанию.
Возможно, некоторые удивятся, услышав такие слова, ведь речь идет, казалось бы, о явной коррупции. Однако, законодательство США не предполагает наказания лоббистов, готовых пожертвовать на удобного им кандидата большие деньги. Напротив, эти пожертвования легальны. А зачем еще миллиардеры стали бы давать деньги кандидатам в депутаты и президенты, как не для того, чтобы те приняли нужные решения, когда придут к власти?
Здесь мы видим механизм реального функционирования системы. Особенностью Трампа является не то, что он в данном случае идет против нее, а то, что он говорит вслух некоторые вещи, о которых не принято заявлять столь открыто.
В истории США имелась чуть ли не единственная массовая революционная организация работников, IWW (Индустриальные рабочие мира) которая указывала на эту проблему, отвергая механизмы американской представительной демократии и утверждая, что они не имеют отношения к народовластию.
IWW, объединявшие десятки или даже сотни тысяч радикально настроенных работников, выступали за прямое действие в ходе больших стачек, имевших целью подъем зарплаты.
Но организация, отказывавшаяся следовать американскому законодательству в ходе забастовок, имела далеко идущие цели. Она выступала за всеобщую стачку.
Жесткие забастовки должны были психологически и организационно подготовить рабочий класс к взятию заводов под контроль трудовых коллективов; затем, полагали в IWW, работники станут управлять страной, опираясь на эту ассоциацию самоуправляющихся предприятий.
Отвергая существующую в США систему, IWW указывали именно на то, что она служит интересам богатых лоббистов, а не общества в целом. Впрочем, для того, чтобы это понять, не обязательно разделять взгляды IWW.
В настоящее время в США существует несколько могущественных лоббистских групп и множество ассоциаций поменьше. Вливая средства в избирательные кампании кандидатов в депутаты и президенты, они сохраняют огромное совокупное влияние на политику США. Именно так работает система, обеспечивая связи между бизнесом и политическим классом — верхушкой партий.
Можно указать на лобби Военно-промышленного комплекса (ВПК) — всевозможных оружейных баронов, потом на лоббистов, связанных с аграриями (они могут быть очень сильны в некоторых штатах), на лоббистов технологических компаний-гигантов, вроде группы Илона Маска, на произраильское лобби и других.
Но в последнее время особую остроту приобрел спор между двумя альянсами — компаниями традиционного углеводородного энергетического сектора и группой, связанной с возобновляемыми и зелеными технологиями. Республиканцы связаны с первыми, и именно они присутствовали на ужине Трампа. Демократы — со вторыми. Энергетика — это ведь один из ключевых секторов экономики, в том числе потому, что спрос на энергию постоянно растёт.
Джо Байден и его команда оказывают содействие сектору возобновляемых источников энергии. Мощным дополнительным инвестиционным стимулом для ряда американских компаний стала поддержка сектора зеленой энергетики, причем по некоторым оценкам государственные субсидии для соответствующих предприятий должны были составить $73 млрд согласно планам на 2021 год. Сюда входят частичные освобождения от налогов ветряной и солнечной энергетики, а также послабления для атомных корпораций.
Политика демократов, ограничивающих нефтегазовый сектор, и оказывающих содействие целом ряду других, позволила множеству компаний укрепить свои позиции: от новых энергетических предприятий (производителей солнечных панелей и ветряков) до инфраструктурных, транспортных, занимающихся водородными технологиями, добывающих уран и т. д. Климатические дискуссии стали важнейшим инструментом демократов в этой области. Словом, одни лоббисты противостоят другим.
Сегодня в России некоторые публицисты сильно радуются возможному приходу к власти Трампа. Быть может, напрасно. Ведь для Трампа одна из важнейших целей — убрать с мирового рынка российских газовых и нефтяных гигантов, поскольку они являются конкурентами его друзей. Сегодня три страны — Турция, Индия и Китай — стали основными покупателями российских газа и нефти. Две из них: Индия и Турция — военно-политические союзники США, и у американцев есть рычаги, чтобы влиять на эти страны.