Эрдоган торгуется с американцами, пытаясь гарантировать себе победу на выборах
Турция может рассмотреть заявку Финляндии на вступление в НАТО отдельно от шведской, заявил президент страны Реджеп Тайип Эрдоган.
В своем выступлении перед молодежью в городе Биледжик, транслировавшемся телеканалом TRT, он заявил: «В случае необходимости мы можем послать иной месседж касательно Финляндии, если она не повторит тех же ошибок», имея в виду Швецию с недавними акциями, когда был сожжен Коран. «Швеция будет шокирована, когда это произойдет», — заверил турецкий лидер.
Эрдоган добавил, что шведской стороне сообщили, какие шаги она должна предпринять для исправления ситуации. «Сказали, что для их вступления в НАТО надо выдать нам террористов. Передали список из 120 человек. Если не выдадите, то не обессудьте», — сказал президент Турции.
Как известно, 21 января у здания турецкого посольства в Стокгольме состоялась акция, в ходе которой было совершено сожжение Корана. Ее провел лидер праворадикальной партии «Жесткий курс» Расмус Палудан. В своем выступлении он подверг критике НАТО, Турцию, Эрдогана, а также продемонстрировал карикатуру на пророка Мухаммеда. Шведский премьер Ульф Кристерссон осудил произошедшее в твиттере, назвав актом неуважения к мусульманам. Министр иностранных дел Турции назвал данную акцию «подлой и расистской», а также проявлением «ненависти, ксенофобии, не имеющем ничего со свободой слова».
Через неделю, 28 января, глава шведского МИДа Тобиас Билльстрем в интервью изданию Expressen заявил, что процесс вступления страны в Североатлантический альянс «приостановился» в результате жесткой реакции Анкары. В то же время он заверил, что «правительство сейчас также вкладывает энергию и время, чтобы мы продвинулись в данном процессе».
Правительство страны не теряет надежды, что летом вступление в НАТО все же состоится. «Конечно, недавние события не облегчили ситуацию, но, в конце концов, именно меморандум и взятые на себя обязательства должны иметь решающее значение», сказал Билльстрем.
По мнению доцента факультета международных отношений и зарубежного регионоведения РГГУ Вадима Трухачева, жесткая риторика турецкого лидера связана с предстоящими в нынешнем году в этой стране президентскими выборами.
— Так или иначе, но после выборов Эрдоган получит ряд уступок, смягчит свой подход, и в НАТО окажутся обе северные страны. Идти до конца в конфликте с одной из стержневых стран Запада, а Швеция именно таковой и является, он не станет.
«СП»: — А вообще, насколько Швеции и Финляндии одинаково необходимо вступать в НАТО? Обычно эти страны упоминаются вместе, когда речь заходит о предстоящем пополнении блока — их почти не разделяют.
— Их мотивы во многом схожи, но не равноценны. Финляндия — страна менее крупная и чуть менее зажиточная, чем Швеция. В то же время шведы располагают крупной военной промышленностью, чего нет у финнов. Наконец, у шведов значительно выше роль на мировой арене, чем у финнов. Хотя и те, и другие считают, что они должны участвовать в выработке общеевропейских решений, а без НАТО в данном случае этого сделать нельзя. Что касается фактора опасений России, то в Финляндии он, безусловно, выше.
«СП»: — В своем выступлении в Биледжике Эрдоган предостерег финнов от подобных действий. Насколько его опасения имеют основания? Насколько активны в Финляндии деятели типа Палудана?
— Надо сказать, такого рода деятели есть в любой стране Европы. Вопрос в том, что Финляндия — не совсем страна ядра западного мира, в то время как Швеция, будучи страной германской группы языков, к нему однозначно принадлежит. И шведы знают, что США и ЕС в противостоянии с Турцией всегда займут их сторону. Поэтому они и позволяют себе столь много. Финны здесь менее уверены, поэтому могут позволить себе чуть меньше.
«СП»: — Сожжение Корана случилось настолько «вовремя», что породило различные, в том числе конспирологические, версии. Одна из них гласит, что данную акцию могли подогреть боссы шведского ВПК, которым вроде бы вступление страны в НАТО не очень выгодно? В силу того, что стране придется перейти на стандарты альянса.
— Швеция и Финляндия давно являются ассоциированными членами НАТО. Шведское оружие выпускается по стандартам НАТО, и находится на вооружении многих стран НАТО. Поэтому боссам шведского ВПК подобное совершенно не нужно. Все эти выходки — нарочитая демонстрация Турции, что Швеция под неё не прогнётся, потому что страну поддерживают ЕС и США. И они шведов действительно поддержат.
Политолог, директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов убежден, что президент Турции ведет политический торг с американскими партнерами по альянсу.
— Он ищет некие компромиссы, потому что после известных возмутительных выходок, причем продублированных несколько раз и осуществленных при попустительстве местных властей, вести какой-либо нормальный диалог Эрдоган не может. С другой стороны, на него оказывается давление со стороны США, чтобы необходимые процедуры по вступлению в НАТО Швеции и Финляндии были выполнены — было дано нужное согласие. Причем давление оказывается в преддверии выборов президента, которые для него будут очень непростыми. Поэтому идет такой торг на стамбульском базаре — Эрдоган пытается предложить Вашингтону хоть что-то уже сейчас, чтобы американцы не вмешивались и не навредили ему максимально.
«СП»: — Насколько сильны позиции у его вероятных противников — проамериканских кандидатов?
— Да не в них здесь дело. Все ведь прекрасно понимают, в том числе и сам Эрдоган, что вмешательства в выборы не избежать — как со стороны Вашингтона, так и со стороны Великобритании, с которой него, как известно, прекрасные связи на уровне директора MI-6. Имена оппонентов вообще неважны, поскольку с той стороны играют не за кого-либо, а против него. Разрушать всегда легче, чем созидать. Поэтому разбирать колоду артистов, которых выставят против него, нет никакого смысла. Куда важнее понять, как они станут вести свою деструктивную деятельность и сколько усилий и средств на это будет затрачено.
«СП»: — Если выборы пройдут удачно для Эрдогана, можно ли ожидать, что спустя некоторое время после них он смягчит позицию по поводу той же Швеции?
— Я полагаю, что с ним аккуратно ведут диалог примерно такого плана: ты решай вопрос в нужном русле. В противном случае в июне ты уже не будешь президентом, и уже другой человек решит его так, как нам необходимо. А Эрдоган, будучи прекрасным торговцем, пытается искать компромиссные варианты. Такой стамбульский базар, как я уже сказал ранее.