США готовы разморозить $6 млрд украденных денег, лишь бы БПЛА угомонились
С просьбой к Ирану прекратить поставки беспилотников России обратились Соединенные Штаты, пишет британская газета Financial Times со ссылкой на собственные источники.
Издание ссылается на неназванного иранского чиновника, а также «другого человека, проинформированного о переговорах», якобы заявивших, что «США добиваются прекращения Ираном поставок в Россию беспилотных летательных аппаратов, а также запасных частей для беспилотных летательных аппаратов», приводит цитату РИА «Новости».
Если верить публикации, вопрос о БПЛА затрагивался в ходе переговоров, касающихся сделки по обмену заключенными между Тегераном и Вашингтоном в Катаре и Омане. На эту просьбу представители Ирана, согласно материалу, Financial Times, сообщили, что якобы «не раз просили Москву прекратить их использование в конфликте», однако США желают «более конкретных шагов».
Американские представители также пообещали, что в обмен на отказ от поставок дронов Москве они не станут настаивать на новых санкциях против Ирана (кроме тех, что касаются прав человека) и не станут «строго следить» за соблюдением введенных ранее ограничений, касающихся нефти.
Помимо этого, Вашингтон обещает восстановить доступ Ирана к 6 млрд долларов, которые были заморожены в южнокорейских банках после введенных США санкций.
Как известно, западные страны убеждены, что Тегеран снабжает Москву БПЛА, которые активно применяются в ходе СВО на Украине. Иран и Россия такие поставки отрицают. Иранский министр иностранных дел Хосейн Амир Абдоллахиан ранее сообщал, что его страна поставляла России беспилотники, однако это было за несколько месяцев до начала спецоперации на Украине.
Кроме того, на 15-м заседании Совместной комиссии по экономическому сотрудничеству между Ираном и Южной Африкой в Претории глава МИДа Исламской республики заявил, что его страна не поддерживает какую-либо из сторон конфликта на Украине и призвал найти его политическое решение.
Иранская сторона ранее предлагала Украине подтвердить факты использования поставленных беспилотников российскими военными, однако этого так и не было сделано.
Политолог-американист, эксперт Центра исследований проблем безопасности РАН Константин Блохин довольно скептически относится к публикации британского издания.
— Думаю, это элемент такой своеобразной дипломатической игры, или просто попытка просеять неоднозначный вброс через политическое сито. Не будем забывать, что отношения между Ираном и США обострились уже довольно давно и преодолели, видимо, точку невозврата. В Тегеране прекрасно понимают, что Соединенные Штаты в сегодняшней обстановке всячески будут пытаться вбить клин между Ираном и Россией, притормозить сотрудничество в разных областях. И трудно представить, что там поверят в искренность намерений давнего противника. Так что, данный материал является провокацией.
«СП»: Но американская дипломатия все-таки должна искать какие-то пути для продвижения интересов своей страны.
— Хочу напомнить, что США годами, даже десятилетиями, любыми правдами и неправдами пытались сменить режим в Иране. Очень долгий путь проделали. Так что, статья Financial Times — попытка вбить клин. Мол, мы вам чего-то пообещаем, а вы пойдите нам навстречу. Ясно, что Иран на эту уловку, причем довольно глупую и примитивную, не поведется.
«СП»: Неужели в Financial Times не понимают этого? Зачем тогда делать такие вбросы?
— Смысл простой — посмотреть реакцию сторон, заодно проверив на прочность российско-иранское сотрудничество. То, что идут переговоры по обмену заключенными, вовсе не является показателем каких-то попыток сближения между Вашингтоном и Тегераном, а тем более сотрудничества и партнерства, которые требуются для подобных соглашений. Мы же тоже порой встречаемся с представителями Украины, договариваемся насчет обмена пленными, но это не значит, что мы собираемся сотрудничать. В общем, это довольно плоская журналистско-политическая провокация. Иран на подобные уловки не поймать. Сомнительно, что он даже каким-то образом на это станет реагировать — слишком примитивно все сделано.
По мнению политолога, гендиректора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, подобного рода предложение со стороны США вполне могло иметь место.
— Американцы сейчас предпринимают усилия, чтобы лишить нас всех союзников. Трудно сказать, согласится ли на это Иран. С одной стороны, санкции против этой страны — дело серьезное и довольно болезненно сказываются на экономике, и в Тегеране очень хотели бы остановить санкционный режим. С другой стороны, они не то, чтобы любят Россию, хотя у нас довольно хорошие отношения, но трудно представить, чтобы они пошли навстречу Вашингтону. Предпринять какие-то шаги в обмен на то, что американцы потом перестанут, как они выразились, строго следить за соблюдением санкций — дело сомнительное.
А где гарантии, что они не будут серьезно следить? Это же невозможно никак юридически оформить. Ведь в Тегеране понимают, что Соединенные Штаты будут действовать так, как им удобно. Иранцы — народ недоверчивый, серьезный, поэтому не думаю, что у США с этим что-то получится. Хотя сама идея понятная. И я вполне допускаю, что такого плана пробный шар забрасывался.
«СП»: То есть, источники информации в материале Financial Times могли не лукавить?
— Надо учесть, что в США резко против Ирана выступал Трамп. У демократов против этого государства нет такого жесткого настроя — достаточно вспомнить попытки наладить контакт при Обаме. Но это было в прежний период. Хотя Байден сам по себе ничего не решает, но при нем Тегерану договориться с США будет легче, чем при администрации республиканцев.
«СП»: Тут вне зависимости от того, являются ли беспилотники «Герань» нашими или иранскими, интересна логика: получается, США могут снабжать Киев кассетными бомбами, а Иран поставлять нам дроны — нет. Есть какие-то юридические препоны?
— Нет, здесь же дело не в юридических ограничениях, а том, что Иран должен взять на себя некие обязательства добровольно. То есть, отказаться что-либо поставлять России в обмен на ослабление санкций. Заставить его сделать нельзя, но можно предложить поменяться. Такой неформальный обмен. Других путей в данном случае нет.