Почему маловероятная перспектива победы правых так пугает Запад
Утром 7 июля во Франции открылись избирательные участки для голосования во втором туре внеочередных выборов в Национальное собрание — нижнюю палату французского парламента.
На европейской территории страны голосование продлится с восьми утра до шести часов вечера, при этом в некоторых крупных городах избирательные участки могут быть открыты и до 20 часов, в зависимости от потока избирателей.
Главной интригой второго — решающего — тура является ответ на вопрос: получит ли правая партия «Национальное объединение» большинство, необходимое для формирования правительства.
Напомним, в первом туре правые вместе с союзниками из партии республиканцев набрали 33,15% голосов, блок левых «Новый народный фронт» получил 27,99%, коалиция президента Эммануэля Макрона — 20,04%.
Ажиотаж вокруг этих выборов довольно-таки серьезный, причем не только во Франции. Западные СМИ опасаются, что партия Марин Ле Пен, сформировав правительство, может поставить вопрос о выходе станы из НАТО. И, о, ужас, о прекращении поддержки Украины.
Однако любой из результатов второго тура парламентских выборов во Франции обернется снижением помощи Украине, пишет британская газета «The Independent» в материале с красноречивым заголовком: «Почему политические потрясения во Франции — это победа Путина».
«Даже при самом лучшем сценарии помощь Франции Украине, скорее всего, пострадает, и трудно представить, что любой из результатов может быть чем-то иным, как победой Москвы», — утверждает автор.
Он анализирует два наиболее возможных сценария по итогам голосования: впервые премьер-министром страны может стать крайне правый политик, либо парламент окажется в подвешенном состоянии между партиями «Национальное объединение» и «Возрождение».
По его мнению, если премьер-министром будет Жордан Барделла, то Париж не станет отправлять большое количество дальнобойного оружия Украине и не отправит туда свои войска. Во втором случае парламент страны будет парализован в вопросах внешней политики.
Стоит отметить, что Барделла обещал, что при его премьерстве ни один французский солдат не отправится на Украину. В то же время он не откажется от поддержки Киева, в том числе — вооружением. Так что наивно полагать, что в случае даже если правые победят и сформируют правительство, что-то изменится для нас.
И да, «Национальному объединению» нужно еще победить.
По данным недавнего опроса Harris Interactive для телеканала BFMTV, партия Ле Пен может получить до 220 из 577 мест в парламенте, недобрав более 60 мандатов до большинства…
— Есть большие сомнения, что им удастся получить большинство, — говорит доцент факультета международных отношений и зарубежного регионоведения Вадим Трухачев.
— Макрон и Меланшон объединили усилия, и против «Национального объединения» идут их единые кандидаты. В таких условиях никаких 289 из 577 мест у неё близко не будет. Хотя немалую фракцию Ле Пен и Барделла создадут.
«СП»: Украинская повестка вообще на этих выборах какое место занимает?
— Значительное. Ле Пен выступает против помощи Украине, Меланшон — за её сокращение. Оба считают необходимым вернуться к диалогу с Россией — хотя внутри блока Меланшона есть и русофобы. Про Макрона — и так всё понятно. Хотя регулярную армию и он посылать туда не собирается.
Барделла не станет премьером, тут и обсуждать нечего. Гипотетически — ему пришлось бы согласиться на сохранение вооружения Украины, чтобы получить пост премьера, потому что это жёсткое условие Макрона для назначения. Но на практике Барделлу никаким премьером не сделают, а Макрон регулярные войска не отправит.
Меланшон может стать премьером, Барделла — нет. Макрон это ясно продемонстрировал. При таком условии финансирование Украины уменьшится, но сама поддержка сохранится.
— Согласиться с Independent можно в следующем. Любой результат выборов во Франции будет плохим для Макрона и его коалиции, — говорит военно-политический эксперт Владимир Сапунов.
— А это значит, что он будет плохим для Киева и нормальным для Москвы. Поскольку чем больше у неприятеля проблем во внутренней политике (а Франция, увы, сейчас наш неприятель), тем лучше для России.
«СП»: По-вашему, партии Ле Пен все же удастся получить большинство? Прогнозы разнятся…
— Макрону удалось договориться с Новым народным фронтом, объединением левых, и частью Республиканцев о взаимном снятии кандидатов в пользу друг друга.
Так поснимали уже 220 кандидатов, и «треугольники» второго тура превратились в противостояние один на один. Кончено, это сильно осложнит жизнь «Национальному объединению». Что и отражается в опросах солидных социологических организаций. Пример — опрос Reuters-Ipsos.
Но тут надо понимать следующее. Во-первых, опросы эти либерально ангажированы и призваны давить на общественное мнение с целью получить нужный результат. Во-вторых, многие французы традиционно стесняются в опросах говорить, что они за Марин Ле Пен. В-третьих, снятие кандидата от праволиберальных макронистов не значит, что их избиратели будут обязательно голосовать за левых и наоборот.
А то получилось так, что Макрон с одной стороны, и Глюксаманн с Меланшоном с другой регулярно поливали друг друга грязью, а теперь призывают друг за друга голосовать. Послушаются ли их избиратели?
В любом случае, «НО» вряд ли получит большинство. Результат сегодня в 9 вечера покажет, смогут ли они сколотить коалицию с Республиканцами и другими правыми консерваторами.
Пока самым вероятным исходом видится подвешенный парламент — без большинства у кого-либо. А вот будет ли cohabitation (сосуществование) или Макрон попытается протащить коалиционные соглашения с левыми уже в парламенте, чтобы создать своё правительство — это уже покажут конкретные результаты.
«СП»: Барделла обещает в случае, если он станет премьером, не отправлять военных на Украину, но продолжить вооружать ее. Как это понимать? Все останется по-прежнему?
— Оружие по-прежнему будет поставляться. Думается, всё же в меньших количествах. И на днях Ле Пен сказала, что запретит бить французскими Scalp-EG вглубь российской территории и отправлять на Украину французских военных.
Но, учитывая конъюнктуру французской политики, русофобский настрой масс-медиа во Франции о полном прекращении поддержи Киева Ле Пен заявить не может. Иначе никаких первых мест ей не видать. Но то, что Барделла в качестве премьер-министра будет сильным ударом по компании Зеленского — однозначно.
«СП»: России по большому счету все равно, кто будет французским премьером? Ведь внешней политикой все равно занимается президент?
— Конечно, победа тандема Ле Пен — Барделла на руку России. Поскольку финансировать Украину президент может только через парламент. Победа правоконсервативного Национального объединения может сковать Макрону руки. Плюс больше станет проблем по внутренней политике, что помешает поддерживать киевский режим в таких же масштабах и с таким же рвением. Кроме того, это будет очередной удар по единству ЕС в поддержке Зеленского.
Но по большому счёту — всё будет решаться на фронте. И тут вовлечение французских выборов и их результаты, разумеется, значительным фактором не будет.