Сергей Лавров вспомнил, как наша армия уходила из ГДР и к чему это привело

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что СССР совершил предательство и колоссальную ошибку, выведя своих военнослужащих из ГДР.
«Было такое предательство, к сожалению, в истории нашей страны, но тогда она называлась Советский Союз. В последние годы СССР было предательство, в том числе и в отношении ГДР, которую отдали на поглощение ФРГ.
Власти ФРГ как завоеватели взяли под свой контроль все земли бывшей ГДР, а всех политических деятелей «убрали» с дороги. Им не было предложено никакого будущего. Это было поглощение, а не объединение", — сказал он в интервью медиакорпорации «Гостелерадио Ирана».
ГДР прекратила существование в 1990 году, войдя в состав ФРГ в соответствии с Конституцией последней. Канцлер ФРГ Гельмут Коль и президент СССР Михаил Горбачев 12 сентября 1990 года подписали договор, который регламентировал пребывание и вывод советских войск.
В Россию вернулись почти 340 тыс. военнослужащих, а также более 200 тыс. членов их семей, рабочих и служащих, работавших в Западной группе войск. Кроме того, были выведены более 120 тыс. единиц вооружений и техники. С 1 сентября 1994 г. ЗГВ прекратила существование.
Как отметил Лавров, сейчас восточногерманские немцы совершенно по-другому воспринимают происходящее и это довольно показательно.
«Это было ошибкой и предательством со стороны Советского Союза, когда почти полмиллиона военнослужащих были выведены без какой-либо компенсации, а возможность сохранить своё присутствие в восточной части объединённой Германии была проигнорирована», — подчеркнул он.
Лавров также считает, что колоссальную ошибку совершили власти тогдашней Западной Германии, когда после поглощения восточной части отнеслись к своим соотечественникам как к людям второго сорта.
Прошло 35 лет. Как сейчас сами немцы относятся к этому воссоединению?
— Историческая память у всех разная, — считает зам. директора Института Европы РАН, к.э.н Владислав Белов. — В Восточной Германии сохраняется, особенно у старшего поколения. Есть обида на Горбачева, в отличие от западных немцев.
Не Советский Союз совершил предательство (потому что Советский Союз — это и граждане, это мы с вами), предательство совершил Горбачев, единолично. Он отказался присушиваться к экспертному мнению Фалина (бывший Чрезвычайный и полномочный посол СССР в ФРГ — «СП»), других экспертов, в т. ч. из Института Европы.
Предательство совершил уже в декабре, когда отказался поехать в ГДР и, по крайней мере, оказать поддержку правительству Модрова, которое предоставило альтернативу 10 пунктам Тельчека, озвученным Колем, что послужило неправомерному объединению Германии без учета интересов ГДР, хотя в этих тезисах было написано, что они обязательно будут учтены.
Решение о выводе ЗГВ принималось единолично Горбачевым. В январе 1990 г. еще не было никаких переговоров об объединении Германии. А 9 февраля он все сдал Колю, во время визита которого сказал, что «вы можете делать все, что хотите». Все стало делаться по лекалам ФРГ.
Каким образом можно было судить, возбуждать уголовные дела против бывших граждан ГДР, которые жили по другой Конституции? Как можно было выводить войска в поля Белоруссии, Украины, России? Да, были небольшие компенсации. Нельзя говорить, что немцы ничего не заплатили. Но заплатили копейки. Было строительство городков, однако мало кто попадал туда. С точки зрения СССР это было преступление по отношению и к гражданам СССР, не только к военным, в целом, и к гражданам ГДР.
Горбачев был обязан обусловить объединение Германии соответствующими платежами, которые могли исчисляться десятками миллиардов марок. Горбачев в ноябре 1990 года у Коля просил кредиты, а Коль его похлопал по плечу и сказал: «Михаил, ты классный парень, но ГДР теперь под нашей юрисдикцией, и я тебе ничего не могу дать».
Если бы эти минимальные кредиты в тот момент были выделены, то, возможно, не было бы развала Советского Союза. По крайней мере, костяк СССР сохранился бы. Не было бы августа 1991 года. Это не моя позиция, а позиция старших коллег, с которыми в свое время я не соглашался, а сейчас согласен.
Предтечей развала Советского Союза стало в том числе объединение Германии на условиях ФРГ, а не СССР. Не само объединение, а именно то, что во время объединения не были учтены интересы СССР: оборвались кооперационные связи, сохранился долг СССР в переводных рублях, которого на самом деле не было, и т. д.
«СП»: А возможно, что Германия вновь разделится на две страны?
— Нет. Этот процесс необратим. Старшее поколение уходит, выросло новое поколение, которое, спасибо восточногерманским гражданам, все-таки воспитано в остатках социальной справедливости, там помнят роль Советского Союза в становлении ГДР.
ГДР была одним из самых развитых государств Европы, наряду с ФРГ. Западные немцы могут сколько угодно говорить про производительность труда и т. д., но ГДР занимала свою нишу по промышленному, сельскохозяйственному производству. Можно критиковать, но она заслуживала другой судьбы.
У Модрова была модель с точки зрения экономики — конфедерация: постепенное сближение ФРГ и ГДР. Но ГДР сломали. Если бы Горбачев поддержал план Модрова, жестко поставил условие перед ФРГ, Британией, Францией, США (эти державы-победительницы были в 1989 г. против объединения Германии), всё пошло бы по-другому.
Параллели можно провести — то, что творится сейчас в Брюсселе: о коленку пытаются сломать Бельгию, Euroclear и т. д. вопреки всем международным обязательствам.
Все, что совершается по отношению к России в Брюсселе, Париже и т. д. — тоже преступление. Если они это совершат 18−19 декабря с «репарационным кредитом», потом придется платить по счетам. Отношения должны выстраиваться на учете интересов, переговорах, чего не было в 1989 г. между СССР и ФРГ. Переговоры были формальны.
Немецкий политолог Григор Шпицен считает, что восстановление ГДР в прежних границах и в рамках отдельного государства абсолютно невозможно по нескольких причинам.
— Германия слишком долго была разделенной нацией. Раньше был один национальный праздник — объединение Германии в 1871 году, когда Бисмарк объединил разрозненные немецкие княжества, города под скипетром Пруссии после победы во франко-прусской войне. Второй — объединение 1990 года.
Для немцев все внутринациональные экономические противоречия, политические, в области идеологии — это все вторично. Главная ценность то, что немцы спустя долгое время стали единой нацией. Ни один немец, даже самый обиженный на нынешнюю немецкую парламентскую демократию, государство, о разделении даже не думает.
Тем не менее все признают: экономический диспаритет сохраняется, несмотря на 35 лет жизни в общей стране. Восточногерманские земли в плане развития слабее. Например, Мекленбург, где я живу — это официально самая бедная земля Германии, если не считать Саарланд. Своими экономическими силами Бранденбург, Саксония и др. земли, даже если взять еще Берлин, не смогут соперничать с Западной Германией.
Если посмотреть пропорционально, то люди из Восточных земель меньше представлены в Бундестаге, в федеральных судах, органах власти, в правлениях крупнейших корпораций. Плюс постоянный разговор через губу — «у вас другое понимание демократии, вы любители диктатуры, правых-левых экстремистов». Это сильно бесит всех восточных немцев.
Но все население бывших земель ГДР равно всего лишь одной федеральной земли Северный Рейн — Вестфалия (самая густонаселенная в Германии).
То, что войска были выведены из ГДР — не то чтобы предательство, но слишком много вещей не было учтено. Не были, например, оговорены гарантии для бывших офицеров Народной армии ГДР, для работников Госбезопасности, полиции. Они были существенно поражены в правах после объединения. То, что при объединении фактически в Москве сдали своих союзников из ГДР, будет пятном на репутации и Советского Союза, и даже России, потому что очень серьезно пострадали люди в Восточной Германии.





















